» » Основы конструирования и моделирования изделий из древесины — Гипермаркет знаний. Презентация на тему "основы конструирования и моделирования изделий из древесины" Выполнение чертёжа и эскиза детали

Основы конструирования и моделирования изделий из древесины — Гипермаркет знаний. Презентация на тему "основы конструирования и моделирования изделий из древесины" Выполнение чертёжа и эскиза детали
Графическая документация

Работу по подготовке к изготовлению различных изделий начинают с выполнения чертежей, эскизов и технических рисунков, которые являются графической документацией.
Чертеж представляет собой условное изображение изделия, выполненное с помощью чертежных инструментов. Он является основным графическим документом, прочитав который можно узнать: из какого материала изготовлено изделие, какие у него размеры, форма и другое.
Часто чертеж изделия приходится выполнять в уменьшенном или увеличенном виде.
Масштаб - отношение размеров изображения изделия к его действительным размерам. Установлены строго определенные масштабы, например для уменьшения -1: 2; 1: 2,5; 1:4 и др., для увеличения - 2:1; 2,5:1; 4:1 и др.
На чертежах масштабы записывают условно: М 1:2 , М 4:1 и т.п.
Если изображение выполнено в натуральную величину, то масштаб обозначают так: М 1:1.
Эскиз это условное изображение изделия, выполненое от руки, но с выдержанными на глаз пропорциями между частями.
Эскиз делают в том случае, если нужно быстро перенести на
бумагу замысел нового изделия. Эскизы лучше всего выполнять на бумаге в клетку.
Технический рисунок представляет собой наглядное изображение изделия, в котором видны сразу три стороны.
По техническому рисунку легко представить себе форму изделия.

На чертеже, эскизе, техническом рисунке обязательно проставляют размеры, необходимые для изготовления детали.
Надписи на графических документах выполняют чертежным шрифтом.
Графическая документация, по которой организуется выпуск деталей и изделий на производстве, получила название технологической , так как определяет весь процесс изготовления изделий. Она входит в состав технической документации, по которой организовано все производство в целом.

Выполнение чертёжа и эскиза детали

Графическую документацию оформляют с помощью различных линий. Вместо слова «толщина» на чертеже пишут латинскую букву S . Наибольшие размеры детали (длина, ширина, толщина) получили название габаритных . Наименование детали, материал и масштаб указывают в основной надписи в правом нижнем углу чертежа или эскиза.
Правила оформления чертежа, эскиза и технического рисунка
1.Выбрать масштаб.
2.Посередине листа бумаги тонкими линиями нанести очертания предмета.
3.Провести выносные линии.
4.Провести размерные линии параллельно контуру детали на расстоянии 6- 10 мм.
5.Размерная линия должна быть ограничена с двух сторонстрелками. Стрелки остриями должны касаться выносных линий.
6.Размерное число ставится над серединой размерной линии.
7.Обвести контур детали толстой линией.
8.Заполнить угловой штамп (основная надпись).

Читать эскиз или чертеж можно в такой последовательности.
Сначала найти название детали и выяснить из какого материала ее нужно изготовить. Затем рассмотреть изображение детали, представить ее форму, выяснить габаритные размеры. После этого найти на изображении все элементы детали, представить их форму и размеры. Изучить технические требования, указанные на чертеже.

Сборочный чертёж

Сборку изделия, состоящего из нескольких деталей, производят по сборочному чертежу. Сборочный чертеж содержит такое количество видов изделия, по которому можно понять его конструкцию . На нем проставляют размеры, позволяющие контролировать процесс сборки .

Сборочный чертеж:
A – вид спереди; B – вид сверху; C – вид слева

В правом нижнем углу сборочного чертежа располагают основную надпись . В ней указывают название изделия, масштаб и другие данные, относящиеся к изделию в целом. В учебных чертежах над основной надписью располагают таблицу – спецификацию , содержащую основные данные о входящих в изделие деталях. Около изображения каждой детали наносят номер позиции , присвоенный данной детали в спецификации. Номера позиций располагают на полках , от которых проводят наклонные линии - выноски , заканчивающиеся точками на изображении.
Сборочный чертеж
читают в следующей последовательности. Сначала по основной надписи узнают название сборочной единицы, масштаб . Затем знакомятся с назначением и принципом действия изделия (по пояснительной записке, техническим условиям). Следующий этап - изучение изображений
(вид спереди и другие виды). Затем изучают содержание спецификации, определяют название каждой детали и материал, из которого их предстоит изготовить. Находят детали на всех видах чертежа, по изображениям определяют форму и конструкцию каждой детали.
Заключительный этап - определение способов соединения деталей и порядка сборки.

construct

Практическая работа

Перед вами различные изображения деревянных игрушек. В условиях столярной мастерской их можно выпилить из древесины. Вам же необходимо в программе LibreOfficeDraw выполнить графическое изображение таких изделий.

Немного отдохни

Тема: Основы конструирования и моделирования изделий из древесины.

Слайд №1,2

Цель:

Образовательные: изучить с учащимися элементы и последовательность

конструирования и моделирования изделий

Развивающие: развивать творческую активность учащихся, учить

применять полученные знания на практике.

Воспитательные : воспитывать у учащихся аккуратность, ответственность,

умение применять на практике готовые изделия

Оборудование и инструменты: столярный верстак, столярные

инструменты, инструменты для разметки.

Ход урока

    Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Назначение дежурных по мастерской.

    Повторение пройденного материала.

Слайд №3 Беседа по вопросам: 1.Детали какой формы наиболее распространены в деревообработке? В деревообработке наиболее распространены детали призматической формы и круглые в поперечном сечении детали (имеющие ось вращения), такие как цилиндры и конусы. Призматическую форму имеют крышки столов и стульев, стенки ящиков, бруски рамок. Цилиндрическую или коническую форму имеют черенки для лопат, ручки для киянок, совков и напильников, круглые ножки столов и стульев и другие изделия. 2. Давайте вспомним, с чего начинают создание изделий из дерева? (Работу по изготовлению изделий начинают с выполнения эскизов, технических рисунков и чертежей). 3. Что такое эскиз? Технический рисунок? Эскиз является условным изображением детали, выполненным от руки, но с обязательным соблюдением пропорций элементов деталей. Технический рисунок представляет собой объемное с трех сторон изображение изделия. Слайд №4 4. Перед вами эскиз или технический рисунок? Докажите. (Технический рисунок кормушки, так как представляет собой объемное изображение изделия). 5. Какие чертежи называются сборочными? (Сборочный чертеж –это изображение изделия, состоящего из нескольких деталей) . Слайд №5,6 6. Прочтите сборочный чертеж угольника. Угольник состоит из линейки и основания, неподвижно склеенных между собой клеем точно под углом 90°. Основание угольника имеет на торце паз, в который вставляется и вклеивается линейка. На сборочном чертеже изображают только те виды, по которым можно определить конструкцию изделия. Для сборочного чертежа угольника достаточно будет двух видов: главного вида (рис. а) и вида слева (рис. б). В правом нижнем углу сборочного чертежа располагают основную надпись (рис. г). В ней указывают название изделия или сборочной единицы и масштаб изображения. На сборочном чертеже проставляют только те размеры, которые нужно контролировать при сборке изделия. Для угольника - это габаритные размеры: 150, 200 и 30 мм. (Слово «габарит» в переводе с французского означает «наибольшая величина очертания».) Контролировать надо и точность соединения деталей 1 и 2 под углом 90°. Над основной надписью или на отдельных листах размещают спецификацию к сборочному чертежу (рис. в). Ее оформляют в виде таблицы. В ней перечисляют все детали изделия, указывают наименование, количество и материал деталей. (Слово «спецификация» произошло от двух латинских слов - «разновидность» и «делаю».) При чтении сборочного чертежа сначала изучают содержание основной надписи, название изделия и масштаб изображения. Затем изучают назначение и принцип действия изделия. По спецификации определяют названия деталей и материалы, из которых они изготовлены, находят их на всех видах сборочного чертежа и уясняют форму и конструкцию (устройство) изделия. Наконец определяют способы соединения деталей и последовательность их сборки.

    Изложение программного материала.

Слайд№7-13 Конструирование - это один из этапов создания изделия. («Конструкция» - в переводе с латинского означает «устройство».)

Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего твор­ческого проекта.

Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, тех­нических рисунков, чертежей.

Затем подбирают необходимые материалы.

Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и рабо­тоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению.

Перед разработчиком (конструктором) в процессе

конструирования возникает множество вариантов из­делия. Многовариантность в конструировании называ­ют вариативностью . Вариативность присуща как кон­струкции изделия, так и его внешнему виду - дизайну . (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн - это художественное конструирование изделия. На рис. 1 приведена вариативность конструкторских ре­шений подставок для карандашей.

Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и без­опасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышен­ный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий.

Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изде­лий из древесины.

Наконец, изделие должно быть технологичным (про­стым) в изготовлении, проч­ным, надежным и экономич­ным.

Технологичным считают из­делие, изготовленное с наи­меньшими затратами времени, труда, средств и материалов.

Прочное изделие восприни­мает заданную нагрузку без разрушения.

Надежное изделие служит безотказно в течение длитель­ного срока.

Экономичным считают изделие, которое при использовании не требует дополнительных расходов.

Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами констру­ирования, изготовления и эксплуатации изделий.

Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество . Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации. При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответст­вовало всем предъявляемым к нему требованиям.

При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше и чтобы они были прочными. Например, неэкономично изготавливать изделия из доски, как показано на рис. 2, а. Если взять схему разметки раскроя, приведенную на рис. 2, б, то все изделия будут бракованными (непрочными), так как их ручки отколются по волокнам. По схеме раскроя, (показанной на рис. 2, в), верхнее изделие также будет бракован­ным. Но если заготовкой будет фанера, то наибольшее количество изделий получим по схеме разметки, изо­браженной на рис. 2, в.

а б в

Рис. 2. Схемы разметки изделий

Слайд№14

Моделирование. Одним из приемов конструирования является моде­ лирование изделий. Моделью называют уменьшенный или увеличенный образец (копия) изделия, который изготавливают, чтобы понять его устройство и принцип действия. («Модель» - от латинского «мера, образец, норма». «Копия» - от латинского «множество».)

Все вы с детства любите строить модели зданий, автомобилей, тракторов, лодок и кораблей, бумажных самолетиков. А это и есть как раз модели существую­щих сооружений и машин. Изготовленные вами модели могут передвигаться, плавать, летать.

Модели, как и настоящие изделия, изготавливают по эскизам, техническим рисункам и чертежам.


  1. Практическая работа.

Слайд№15



Мы сегодня хотим изготовить ракетки для настольного тенниса, потому что они нам пригодятся на уроках физкультуры. Ракетка может иметь любой размер, форму, вес, но основание должно быть плоское и твердое. 85% толщины основания должна составлять древесина. Внешняя поверхность ракетки, кроме ручки, должна быть матовая, красная на одной стороне и черная на другой. Сторона ракетки, используемая для нанесения удара по мячу, должна быть закрыта пупырчатой резиной с пупырышками наружу. (Показ фабричного образца)

Конструирование простейших изделий из древесины

    Сконструируйте несколько вариантов одного и того же изделия из древесины по заданию учителя.

    Выполните технические рисунки лучшего из­делия и чертежи его деталей.

    Подумайте, будет ли ваше изделие обладать достаточной прочностью, надежностью; будет ли оно технологичным?

    Какое значение имеет моделирование для
    разработки вашего творческого проекта?

    Закрепление нового материала.

    • Что называют конструированием изделия?

      Что назы­вают вариативностью?

      Какие изделия называют техноло­гичными, прочными, надежными, экономичными?

      Какие изделия называют качественными?

      Что называют моде­лированием и моделью?

      Для чего изготавливают модели?

    Заключительная часть.

Проверка вариативных изделий учащихся. Самооценка своих работ.

Выставление оценок. Уборка рабочих мест и помещения мастерски

Цель :

  1. изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
  2. развивать осмысленное чтение чертежей. в)воспитыввать трудолюбие.

Оборудование : образцы изделий из древесины.

Ход урока

I . Повторение пройденного материала .

1. Беседа по вопросам:

Какие размеры проставляются на чертеже детали призмати­ческой формы?

Какие чертежи называются сборочными?

В какой последовательности читается сборочный чертеж?

2. Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем муд­рые мысли».

Описание. На доске записаны высказывания о труде вы­дающихся личностей.

Учитель выразительно читает их, затем предлагает учащимся самостоятельно поразмыслить над ними и высказать свое мнение, отношение к их содержанию, вложенному смыслу.

На доске:

  • Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
    Эзон
  • Только труд дает право на наслаждение жизнью.
    Н . А . Добролюбов

3. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Иллюстративный рассказ.

Учитель. В технологии очень важно, если не главное, - раз­работать совершенную техническую конструкцию. Конструктив­ное решение вещи выполняет инженерное проектирование.

Конструирование - это разработка конструкции изделия. Конструирование - это сложный и многооперационный техно­логический процесс, который включает в себя:

  • зрительное представление изделия;
  • составление эскизов, технических рисунков, чертежей;
  • подбор необходимого материала;
  • изготовление опытного образца;
  • испытание на прочность и работоспособность;
  • устранение недостатков.

Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору прихо­дится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство поль­зования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, соз­дание гармоничной целостной формы, высоких эстетических ка­честв).

Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложней­шей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой нахо­дится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй природы» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.

Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответы учащихся .)

А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гар­монию функции и формы в соответствии с особенностями челове­ческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:

  • назначение - способность удовлетворять определенную по­требность человека;, например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звукозаписи;
  • коммуникативная функция вещи - как бы коллективное со­общение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
  • моделирующая функция вещи организует поведение потре­бителя; так, конвейер задает один режим работы, индивидуаль­ный станок - другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;
  • типологическая функция вещи - образец ряда, она представ­ляет целый класс вещей;
  • репрезентативная функция вещи - представление человека во внешнем мире;
  • декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность.

И если инженерное проектирование дает конструктивное реше­ние вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определенную самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.

При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:

  1. технологичным , то есть изготовленным с наименьшими за­тратами времени, труда, средств и материалов;
  2. прочным , то есть выдерживать заданную нагрузку без раз­рушения;
  3. надежным , то есть безупречно работать длительное время;
  4. экономичным , то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.

При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важ­но, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходи­мо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.

Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструи­рования изделий.

Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Отве­ты учащихся .)

Если изделие изготовлено из дерева, то это:

  • а) неэкономично;
  • б) непрочно;
  • в) браковано верхнее.

Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры - наи­лучший вариант.

Одним из приемов конструирования является моделирование .

Модель - уменьшенная или увеличенная копия изделия.

Создается модель как и настоящее изделие по эскизам, техни­ческим рисункам и чертежам.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

  1. Из примеров, выберите наилуч­ший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента.
  2. Создайте эскиз и технические рисунки выбранного вами из­делия.
  3. Предложите другие варианты изделий.

IV. Итог урока.

Оценка практической работы учащихся.

Домашнее задание: подобрать материал и подготовить не­большие сообщения на тему «Полезно знать и уметь».

Краткое описание

Цель: изучить с учащимися элементы и последовательность конструиро-вания и моделирования изделий.
Задачи урока: усвоение новых знаний и развитие познавательных спо-собностей, овладение соответствующими умениями и навыками, развитие творческого мышления.
Рекомендации по применению: урок проводится совместно с презентацией, а также с демонстрацией различных моделей.

Описание

Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Знаменская средняя общеобразовательная школа №1 Минусинский район, Красноярский край
Разработал: учитель технологии Н.А. Витютнев
Аннотация к работе: План-конспект урока технологии в 6 классе
Цель:
Задачи урока:
Рекомендации по применению: урок проводится совместно с презентацией, а также с демонстрацией различных моделей.
План-конспект урока технологии в 6 классе
Тема: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ Цель: изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
Задачи урока: усвоение новых знаний и развитие познавательных способностей, овладение соответствующими умениями и навыками, развитие творческого мышления.
Оборудование в учебном классе: образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями изделий, наборы для конструирования и моделирования, компьютер, проектор, экран.
Оборудование в учебной мастерской: токарные станки для обработки древесины ТД-120, измерительные линейки, угольники, штангенциркули, стамески для токарных работ – для первого звена. Заготовки для щёток, линейки, карандаши, шило, сверлильный станок, капроновая нить, стамески, молотки – для второго звена.
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.

Структурные этапы урока: Приветствие учителя, проверка посещаемости класса (3 мин)
I. Вводная часть. Повторение пройденного материала (5 – 7 мин)
1. Беседа по вопросам:
«Что необходи­мо знать о детали для её изготовления? Какие виды графических изображений вы знаете? Какое графическое изображение называют техническим рисунком? чертежом? эскизом? Чем они отличаются друг от друга? Вы­слушав ответы учащихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.
2. Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем муд­рые мысли».
Описание. На доске записаны высказывания о труде вы­дающихся личностей.
Учитель выразительно читает их, затем предлагает учащимся самостоятельно поразмыслить над ними и высказать свое мнение, отношение к их содержанию, вложенному смыслу.

На доске:
Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем
сделать плохо в десять раз более.
Аристотель Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.
Н. Г. Чернышевский Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Эзоп Только труд дает право на наслаждение жизнью.
Н. А. Добролюбов
3. Сообщение темы и цели урока.

П. Изложение программного материала (8 – 10 мин)
Иллюстративный рассказ.
Учитель . В технологии очень важно, если не главное, - раз­работать совершенную техническую конструкцию. Конструктив­ное решение вещи выполняет инженерное проектирование.
Конструирование - это разработка конструкции изделия. Конструирование - это сложный и многооперационный техно­логический процесс, который включает в себя:
зрительное представление изделия;
составление эскизов, технических рисунков, чертежей;

испытание на прочность и работоспособность;
устранение недостатков.
Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору прихо­дится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство поль­зования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, соз­дание гармоничной целостной формы, высоких эстетических ка­честв). Многовариантность в конструировании называют вариативностью . Вариативность присуща дизайну изделия – его конструкции и внешнему виду («дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок»).
Вариативность возможных конструкторских решений и худо­жественного оформления представлена на рисунке 12 страница 22 учебника.
Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложней­шей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой нахо­дится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй природы» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.
Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответы учащихся.)
А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гар­монию функции и формы в соответствии с особенностями челове­ческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:
- назначение - способность удовлетворять определенную по­требность человека; например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звукозаписи;
- коммуникативная функция вещи - как бы коллективное со­общение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
- моделирующая функция вещи организует поведение потре­бителя; так, конвейер задаёт один режим работы, индивидуаль­ный станок - другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;
- типологическая функция вещи - образец ряда, она представ­ляет целый класс вещей;
- репрезентативная функция вещи - представление человека во внешнем мире;
- декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность.
И если инженерное проектирование дает конструктивное реше­ние вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определенную самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.
При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:
1) технологичным, то есть изготовленным с наименьшими за­тратами времени, труда, средств и материалов;
2) прочным, то есть выдерживать заданную нагрузку без раз­рушения;
3) надежным, то есть безупречно работать длительное время;
4) экономичным, то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важ­но, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходи­мо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.
Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструи­рования изделий. Рисунок 13 страница 23 учебника.
Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Отве­ты учащихся.)
Если изделие изготовлено из дерева, то это:
а) неэкономично;
б) непрочно;
в) браковано верхнее.
Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры - наи­лучший вариант.
Одним из приёмов конструирования является моделирование.
Модель - уменьшенная или увеличенная копия изделия, предназначенная для показа его устройства и принципа действия. Создается модель, как и настоящее изделие по эскизам, техни­ческим рисункам и чертежам. Рисунок 14 страница 24 учебника.
Учитель демонстрирует различные модели (из имеющихся в мастерской).
III . Практическая работа (50 - 60 мин)

Выполнение заданий:
1) Из предложенных учителем наборов для конструирования учащимся необходимо сконструировать модель (выбор моделей произвольный), (5 мин)
2) Из примеров, представленных учителем выберите наилуч­ший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента и изготовьте его на токарном станке по древесине, (40 мин)
3) Предложите другие варианты изделий.
Учитель перед началом выполнения практического задания на­поминает о правилах безопасности при работе с режущим и колющим инструментом и о правилах безопасности при работе на токарном станке.
1. Осторожно обращаться с резцами как имеющими острое лезвие.
2. Перед включением станка убедиться, что он исправен и имеется защитный кожух, а инструмент правильно заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.
3. Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков и прочно закреплена на станке.
4. Работать надо в защитных очках, в рабочей одежде и застёгнутыми рукавами, в головном уборе.
5. Во время работы станка запрещается измерять заготовку, перемещать подручник и чистить станок.
6. Удерживать резец при точении нужно только двумя руками.
Учитель сообщает о содержании данного занятия: учащиеся должны ознакомиться с основными инструмента­ми, применяющимися в процессе изготовления изделия освоить приёмы работы ими, а также закрепить умения и навыки выполнения практической работы.
В беседе с шестиклассниками учитель закрепляет у них понятие о деформации как процессе изменения формы тела под действием приложенной силы. Ученики дают определение силы как физической величины, которая характеризует действие одного тела на другое, узнают различные виды деформации в процессе точения: в первый момент происходит сжатие материала, затем сдвиг и срез волокон древесины. В результате возникновения этих деформаций снимается стружка. Сущность процесса точения учитель объясняет на основе физических понятий: вращательное движение заготовки и поступательное движение резца вызывают деформацию материала заготовки и снятие стружки.
Излагая технические сведения, учитель отмечает, что разметка - ответственная операция, от её точности зави­сит качество получаемого изделия, а также количество рас­ходуемого материала.
Затем учащиеся размечают заготовки для своих деталей. На этом этапе урока учитель должен обратить особое внимание на организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, соблюдение правил безопасности труда. В случае выявления однотип­ных ошибок следует остановить работу и провести текущий инструктаж. В ходе его учащимся сообщают, какие виды брака могут встречаться при разметке заготовки из-за неправильного выполнения тех или иных приёмов, объясняют причины возникновения брака и пути его предупреждения. Особо надо отметить, что некачественная разметка может сделать невозможной сборку изделия из-за несоответствия размеров стыкуемых деталей. В конечном итоге это приводит к большим потерям материалов и рабочего времени, снижению производительности труда, Таким образом, уча­щихся подводят к выводу о том, что профессия разметчика на производстве является очень важной и ответственной, она требует глубоких технических знаний для работы со сложными приборами и приспособлениями, высокопроиз­водительным инструментом.
После того как учитель убе­дился, что учащиеся правильно выполнили разметку, он да­ет им разрешение на установку за­готовок в токарный станок для первой группы и на сверление на сверлильном станке второй группе.
Затем учащиеся приступают к практической работе. Перед началом её учитель напоминает, как правильно за­креплять заготовку на токарном станке, показывает, как держать резец и устанавливать подручник станка. Демон­стрирует рабочую позу, объясняет, какими должны быть движения резцом на разных этапах работы, какие правила безопасности труда необходимо соблюдать во время работы.
Отмечая сложности выполнения отдельных операций, учитель останавливается на роли приспособлений в технологическом процессе. Применение их позволяет повысить производительность труда, улуч­шить качество изделий, сделать труд более интересным и менее утомительным. Можно назвать некоторые из приспо­соблений, которые будут использовать и ученики в своей работе, объяснить их назначение и устройство.
Убедившись, что учащиеся усвоили правила безопасно­сти труда, учитель разрешает им приступить к выполнению задания: по предварительно выполненной разметке произ­вести точение заготовок (сверление).
Во время работы учитель обходит рабочие места, сле­дит за правильностью выполнения рабочих приёмов, соблю­дением правил безопасности труда и т. д. При необходи­мости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для мно­гих ребят, останавливает работу и проводит текущий инст­руктаж.
Кроме навыков правильных трудовых действий, у уча­щихся должны быть сформированы умения оценивать ка­чество выполнения отдельных операций. Отчасти это мож­но осуществить путём проведения специального инструк­тажа во время практической работы. Однако один учитель не в состоянии оказать необходимую помощь каждому уче­нику в выявлении и устранении сделанных ими ошибок. Практика показывает, что одним из эффективных методи­ческих приёмов, способствующих достижению этой цели, является организуемый учителем взаимоконтроль учащих­ся. Например, при изготовлении ручек для инструмента школьники могут с помощью измерительной линейки и штангенциркуля проверить соответствие размеров изготавливаемых ими дета­лей указанных на чертеже.
Распилив заготовки по длине, учащиеся со­гласно технологическим картам выполняют их точение и раз­метку под заданный размер. Однако, прежде чем приступить к последней опе­рации, они должны проверить правильность разметки.
В ходе практической работы по точению древесины ученики устанавливают причины нагрева резца и детали при обработке древесины, определяют способы теплопередачи: нагрев резца и заготовки – теплопроводностью ; охлаждение – их конвекцией.
При работе по чертежам деталей учитель проверяет умения учащихся читать чертежи и анализировать элементы конструкции изделий. Например, чтение чертежей шестиклассники должны выполнять в такой последовательности: определение надписей чертежа, общей формы детали, её элементов и размеров.
При анализе конструктивных элементов подростки определяют торцы, уступы, шипы, буртики, фаски и другие части. А также геометрические формы торцов и уступов, буртиков, конических фасок и фасонных поверхностей, образованных сочетанием различных поверхностей.
В конце занятия учитель вместе с несколькими учащи­мися (они выполняют функции контролёров) проверяет точность и качество обработки поверхностей и подводит итоги. Он отмечает ребят, успешно выполнивших задание, показывает наиболее удачные изделия, а также изделия с отдельными недостатками, объясняет причины их появления.

IV . Итог урока.
· Оценить ответы и работу учащихся, (5 мин)
· Провести уборку помещения мастерской, (10 мин)

Домашнее задание: подобрать материал и подготовить не­большие сообщения на тему «Полезно знать и уметь». Разработать эскизы по своим вариантам изделий.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

план конспект урока технологии в 6 классе.docx

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Знаменская средняя общеобразовательная школа №1

Минусинский район, Красноярский край

Разработал: учитель технологии Н.А. Витютнев

Аннотация к работе: План-конспект урока технологии в 6 классе

Цель:

Задачи урока:

План-конспект урока технологии в 6 классе

Тема: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

Цель: изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.

Задачи урока: усвоение новых знаний и развитие познавательных способностей, овладение соответствующими умениями и навыками, развитие творческого мышления.

Оборудование в учебном классе: образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями изделий, наборы для конструирования и моделирования, компьютер, проектор, экран.

Оборудование в учебной мастерской: токарные станки для обработки древесины ТД-120, измерительные линейки, угольники, штангенциркули, стамески для токарных работ – для первого звена. Заготовки для щёток, линейки, карандаши, шило, сверлильный станок, капроновая нить, стамески, молотки – для второго звена.

Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.

Структурные этапы урока:

Приветствие учителя, проверка посещаемости класса (3 мин)

I. Вводная часть. Повторение пройденного материала (5 – 7 мин)

1. Беседа по вопросам:

«Что необходимо знать о детали для её изготовления? Какие виды графических изображений вы знаете? Какое графическое изображение называют техническим рисунком? чертежом? эскизом? Чем они отличаются друг от друга? Выслушав ответы учащихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.

2. Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем мудрые мысли».

Описание. На доске записаны высказывания о труде выдающихся личностей.

Учитель выразительно читает их, затем предлагает учащимся самостоятельно поразмыслить над ними и высказать свое мнение, отношение к их содержанию, вложенному смыслу.

На доске:

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем

сделать плохо в десять раз более.

Аристотель

Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.

Н. Г. Чернышевский

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Эзоп

Только труд дает право на наслаждение жизнью.

Н. А. Добролюбов

3. Сообщение темы и цели урока.

П. Изложение программного материала (8 – 10 мин)

Иллюстративный рассказ.

Учитель . В технологии очень важно, если не главное, - разработать совершенную техническую конструкцию. Конструктивное решение вещи выполняет инженерное проектирование.

Конструирование - это разработка конструкции изделия. Конструирование - это сложный и многооперационный технологический процесс, который включает в себя:

зрительное представление изделия;

составление эскизов, технических рисунков, чертежей;

подбор необходимого материала;

изготовление опытного образца;

испытание на прочность и работоспособность;

устранение недостатков.

Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору приходится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство пользования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, создание гармоничной целостной формы, высоких эстетических качеств). Многовариантность в конструировании называют вариативностью . Вариативность присуща дизайну изделия – его конструкции и внешнему виду («дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок»).

Вариативность возможных конструкторских решений и художественного оформления представлена на рисунке 12 страница 22 учебника.

Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложнейшей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой находится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй природы» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.

Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответы учащихся.)

А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гармонию функции и формы в соответствии с особенностями человеческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:

Назначение - способность удовлетворять определенную потребность человека; например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звукозаписи;

Коммуникативная функция вещи - как бы коллективное сообщение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;

Моделирующая функция вещи организует поведение потребителя; так, конвейер задаёт один режим работы, индивидуальный станок - другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;

Типологическая функция вещи - образец ряда, она представляет целый класс вещей;

Репрезентативная функция вещи - представление человека во внешнем мире;

Декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность.

И если инженерное проектирование дает конструктивное решение вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определенную самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.

При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:

1) технологичным, то есть изготовленным с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов;

2) прочным, то есть выдерживать заданную нагрузку без разрушения;

3) надежным, то есть безупречно работать длительное время;

4) экономичным, то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.

При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходимо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.

Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструирования изделий. Рисунок 13 страница 23 учебника.

Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Ответы учащихся.)

Если изделие изготовлено из дерева, то это:

а) неэкономично;

б) непрочно;

в) браковано верхнее.

Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры - наилучший вариант.

Одним из приёмов конструирования является моделирование.

Модель - уменьшенная или увеличенная копия изделия, предназначенная для показа его устройства и принципа действия. Создается модель, как и настоящее изделие по эскизам, техническим рисункам и чертежам. Рисунок 14 страница 24 учебника.

Учитель демонстрирует различные модели (из имеющихся в мастерской).

III . Практическая работа (50 - 60 мин)

Выполнение заданий:

1) Из предложенных учителем наборов для конструирования учащимся необходимо сконструировать модель (выбор моделей произвольный), (5 мин)

2) Из примеров, представленных учителем выберите наилучший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента и изготовьте его на токарном станке по древесине, (40 мин)

3) Предложите другие варианты изделий.

Учитель перед началом выполнения практического задания напоминает о правилах безопасности при работе с режущим и колющим инструментом и о правилах безопасности при работе на токарном станке.

    Осторожно обращаться с резцами как имеющими острое лезвие.

    Перед включением станка убедиться, что он исправен и имеется защитный кожух, а инструмент правильно заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.

    Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков и прочно закреплена на станке.

    Работать надо в защитных очках, в рабочей одежде и застёгнутыми рукавами, в головном уборе.

    Во время работы станка запрещается измерять заготовку, перемещать подручник и чистить станок.

    Удерживать резец при точении нужно только двумя руками.

Учитель сообщает о содержании данного занятия: учащиеся должны ознакомиться с основными инструментами, применяющимися в процессе изготовления изделия освоить приёмы работы ими, а также закрепить умения и навыки выполнения практической работы.

В беседе с шестиклассниками учитель закрепляет у них понятие о деформации как процессе изменения формы тела под действием приложенной силы. Ученики дают определение силы как физической величины, которая характеризует действие одного тела на другое, узнают различные виды деформации в процессе точения: в первый момент происходит сжатие материала, затем сдвиг и срез волокон древесины. В результате возникновения этих деформаций снимается стружка. Сущность процесса точения учитель объясняет на основе физических понятий: вращательное движение заготовки и поступательное движение резца вызывают деформацию материала заготовки и снятие стружки.

Излагая технические сведения, учитель отмечает, что разметка - ответственная операция, от её точности зависит качество получаемого изделия, а также количество расходуемого материала.

Затем учащиеся размечают заготовки для своих деталей. На этом этапе урока учитель должен обратить особое внимание на организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, соблюдение правил безопасности труда. В случае выявления однотипных ошибок следует остановить работу и провести текущий инструктаж. В ходе его учащимся сообщают, какие виды брака могут встречаться при разметке заготовки из-за неправильного выполнения тех или иных приёмов, объясняют причины возникновения брака и пути его предупреждения. Особо надо отметить, что некачественная разметка может сделать невозможной сборку изделия из-за несоответствия размеров стыкуемых деталей. В конечном итоге это приводит к большим потерям материалов и рабочего времени, снижению производительности труда, Таким образом, учащихся подводят к выводу о том, что профессия разметчика на производстве является очень важной и ответственной, она требует глубоких технических знаний для работы со сложными приборами и приспособлениями, высокопроизводительным инструментом.

После того как учитель убедился, что учащиеся правильно выполнили разметку, он дает им разрешение на установку заготовок в токарный станок для первой группы и на сверление на сверлильном станке второй группе.

Затем учащиеся приступают к практической работе. Перед началом её учитель напоминает, как правильно закреплять заготовку на токарном станке, показывает, как держать резец и устанавливать подручник станка. Демонстрирует рабочую позу, объясняет, какими должны быть движения резцом на разных этапах работы, какие правила безопасности труда необходимо соблюдать во время работы.

Отмечая сложности выполнения отдельных операций, учитель останавливается на роли приспособлений в технологическом процессе. Применение их позволяет повысить производительность труда, улучшить качество изделий, сделать труд более интересным и менее утомительным. Можно назвать некоторые из приспособлений, которые будут использовать и ученики в своей работе, объяснить их назначение и устройство.

Убедившись, что учащиеся усвоили правила безопасности труда, учитель разрешает им приступить к выполнению задания: по предварительно выполненной разметке произвести точение заготовок (сверление).

Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приёмов, соблюдением правил безопасности труда и т. д. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.

Кроме навыков правильных трудовых действий, у учащихся должны быть сформированы умения оценивать качество выполнения отдельных операций. Отчасти это можно осуществить путём проведения специального инструктажа во время практической работы. Однако один учитель не в состоянии оказать необходимую помощь каждому ученику в выявлении и устранении сделанных ими ошибок. Практика показывает, что одним из эффективных методических приёмов, способствующих достижению этой цели, является организуемый учителем взаимоконтроль учащихся. Например, при изготовлении ручек для инструмента школьники могут с помощью измерительной линейки и штангенциркуля проверить соответствие размеров изготавливаемых ими деталей указанных на чертеже.

Распилив заготовки по длине, учащиеся согласно технологическим картам выполняют их точение и разметку под заданный размер. Однако, прежде чем приступить к последней операции, они должны проверить правильность разметки.

В ходе практической работы по точению древесины ученики устанавливают причины нагрева резца и детали при обработке древесины, определяют способы теплопередачи: нагрев резца и заготовки – теплопроводностью ; охлаждение – их конвекцией.

При работе по чертежам деталей учитель проверяет умения учащихся читать чертежи и анализировать элементы конструкции изделий. Например, чтение чертежей шестиклассники должны выполнять в такой последовательности: определение надписей чертежа, общей формы детали, её элементов и размеров.

При анализе конструктивных элементов подростки определяют торцы, уступы, шипы, буртики, фаски и другие части. А также геометрические формы торцов и уступов, буртиков, конических фасок и фасонных поверхностей, образованных сочетанием различных поверхностей.

В конце занятия учитель вместе с несколькими учащимися (они выполняют функции контролёров) проверяет точность и качество обработки поверхностей и подводит итоги. Он отмечает ребят, успешно выполнивших задание, показывает наиболее удачные изделия, а также изделия с отдельными недостатками, объясняет причины их появления.

IV . Итог урока.

    Оценить ответы и работу учащихся, (5 мин)

    Провести уборку помещения мастерской, (10 мин)

Домашнее задание: подобрать материал и подготовить небольшие сообщения на тему «Полезно знать и уметь». Разработать эскизы по своим вариантам изделий.