» » Гражданско-патриотическое воспитание в школе в условиях модернизации. Презентация "гражданско- патриотическое воспитание" «Гражданско-патриотическое воспитание как фактор

Гражданско-патриотическое воспитание в школе в условиях модернизации. Презентация "гражданско- патриотическое воспитание" «Гражданско-патриотическое воспитание как фактор

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся

учитель

Гайдаенко Натальи Викторовны


Воспитательная проблема

«Гражданско-патриотическое воспитание как фактор

нравственных ценностей»


Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию

основные направления

«Я и семья»

«Я и моё Отечество»

«Я – гражданин России»


«Я и семья».

Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

  • 1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости за свою семью;
  • 2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;
  • 3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы , родительские собрания, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование.


«Я и моё Отечество»

Цель: осознание учащимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;

3. Способствовать формированию у учащихся чувства ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы, праздники, посвященные памятным датам.


«Я – гражданин России».

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  • 1. Воспитывать правосознание, способность к сознанию своих прав и прав другого человека;
  • 2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;
  • 3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, акции, праздники посвященные памятным датам.


Взаимосвязь участников воспитательной системы в решении воспитательных задач

Классный

руководитель

Родители

Психоло г

Библиотекарь

Педагоги внеурочной деятельности


Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П.Капустина)


Результаты педагогических наблюдений

Методика Григорьева Д.В., Кулешова И.В., Степанова П.В.

Цель: выявить характер отношений подростка к людям, природе, Родине, труду и др.

1. К обществу (отношение к родной природе, к Отечеству).

2. К людям (уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность).

3. К себе (добрая воля, самоуважение, требовательность к себе, организованность).


Отношение к обществу (отношение к родной природе, к Отечеству)


Отношение к людям (уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность)


Отношение к себе (добрая воля, самоуважение, требовательность к себе, организованность)



Деятельность

«Мы- граждане России »

«Семья»


Проект «Родословная моей семьи»


Конкурс рисунков на тему: «Я горжусь своей семьёй»


Воспитание гражданина и патриота

Конкурсы рисунков

«Моя Родина – Крым»

«Спасибо деду за Победу»




Акция «Георгиевская ленточка»

2015 год



День партизанской славы

2015 год

День освобождения Красноперекопского района от немецко-фашистских захватчиков


День Победы

2015 год

2016 год




Ожидаемые результаты:

Предметные

Дети будут знать:

  • свою национальную принадлежность, традиции российского народа и историю России;
  • государственные праздники и символику Российского государства;
  • ценности многонационального российского общества;
  • разнообразие природы, народов, культур и религий Российского государства.

Дети научатся:

  • уважительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладеют начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
  • быть самостоятельными и ответственными за свои поступки;
  • уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества;
  • любить и беречь природу своего края, своей Родины.

Cлайд 1

Модель системы гражданско-патриотического образования и воспитания в условиях гимназии

Cлайд 2

Важнейшие задачи современной школы Успешная самореализация личности Её социализация в обществе Активная адаптация на рынке труда Гражданственность Патриотизм

Cлайд 3

Особую важность проблема гражданско-патриотического Образования и воспитания приобретает в условиях Наступательная вестернизация с помощью СМИ образа жизни и стиля мышления молодежи Размывания ценностей Размывания нравственных основ

Cлайд 4

Экономическая дезинтеграция Социальная дифференциация общества Девальвация духовных ценностей Стала заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского нравственного и патриотического сознания Получили широкое распространение равнодушие индивидуализм эгоизм неуважительное отношение к социальным институтам неуважительное отношение к государству цинизм национализм агрессивность

Cлайд 5

Задачи школы Мы должны ориентировать подростка На развитие общечеловеческого мышления, На понимание социальных проблем и явлений, На формирование общественно значимых мотивов, На развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней.

Cлайд 6

Проблемы… Человек, воспитанный в обществе, не может мгновенно обрести независимость суждений, инициативу, научиться отстаивать свою точку зрения и стать терпимым к инакомыслию, руководствоваться демократическими ценностями Для воспитания не «подданного», а подлинно Свободного гражданина, нравственно чистого человека, патриота своей Родины требуется время и долгая кропотливая работа

Cлайд 7

Цель: «От того, что и как я делаю, как веду себя и за то, что голосую, зависит судьба моего народа, моего государства, моя собственная, моих близких, за все я отвечаю, все я должен делать по закону и совести».

Cлайд 8

Структура гражданско-патриотического образования включает в себя Урочную деятельность Внешкольную деятельность Внеурочную деятельность Следовательно, существует необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей

Cлайд 9

С педагогическим коллективом: Обобщение опыта, использования коммуникативных методик обучения; Использование современных информационных технологий в общеобразовательном процессе для повышения качества образования (педсоветы); Интерактивные методики в учебной и внеклассной работе (обучающие семинары); Участие в международных конкурсах, всероссийских акциях по гражданско-патриотическому воспитанию; Освоение и апробация новых технологий обучения и воспитания.

Cлайд 10

С учащимися: Уроки; Деятельность Гражданского клуба как органа школьного самоуправления; Уроки демократии (Гражданский форум, дискуссионный клуб); Проектная деятельность (социальные проекты); Участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня: от гимназического до международных по вопросам гражданско-патриотического образования

Cлайд 11

С родителями: Участие родителей в Гражданских форумах; Участие в социально значимой деятельности

Cлайд 12

Модель системы гражданско-патриотического образования и воспитания в МОУ гимназии № 13 Основные элементы гражданственности и патриотизма знания качества позиция ценности действия Ключевые понятия Средства гражданско-патриотического образования и воспитания Учебный процесс Воспитательный процесс Процессы Авторские уроки с применением активных, интерактивных стратегий Разработка апробация авторских элективных курсов Разработка апробация авторских синхро- низированных курсов Дидактические средства Классные часы с применением активных стратегий Доминирующая роль Гражданского клуба Авторские разработки для Дискуссионного клуба Авторские разработки для Гражданского форума РЕЗУЛЬТАТЫ Формирование гражданских компетенций Социальное проектирование

Cлайд 13

Такая модель построена на следующих концептуальных положениях Обеспечение личной ориентации образовательного процесса Деятельностный характер гражданско-патриотического Образования и воспитания Т.о., концепция ориентирована на пробуждение и развитие у детей и молодежи духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо новой России. Воспитательный потенциал Практическая направленность

Cлайд 14

От педагога при реализации данной модели требуется: активность в создании новых образовательных программ, предметная переориентация содержания учебных дисциплин, авторские разработки учебных занятий и многое другое.

Cлайд 15

Реализация комплексно-целевой программы по гражданско-патриотическому образованию положительно влияет на учителя и ученика: учитель будет овладевать новыми компетенциями, у ученика будет развиваться активность в сфере гражданско-общественной деятельности

Cлайд 16

Учебный процесс Авторские уроки с применением активных и интерактивных стратегий. При проведении своих уроков применяю следующие технологии: - Учебное сотрудничество - Дискуссия - Презентация - Нравственная дилемма - Ролевые и деловые игры - Социальное проектирование - Гражданский форум - Практикум Типология нетрадиционных уроков разнообразна, но ближе по духу уроки интеллектуальных раздумий, уроки поиски истины, уроки нравственных решений. Подобным уроком является урок по теме: «Русь корабль - перед ней океан…», «Иных уж нет – а те далече…», «Чему учил мудрец Конфуций», «Урок-версия» и др.

Cлайд 17

Разработка и апробация авторских элективных курсов Для успешного решения задач гражданско-патриотического образования и воспитания недостаточно работать только на уроках. Поэтому разработан элективный курс «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы». Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.

Cлайд 18

Разработка и апробация синхронных программ для предметов гуманитарного цикла В содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Все более актуальным становится процесс синхронизации гуманитарных предметов. Конгломерат нескольких учебных дисциплин способствует формированию надпредметных, универсальных компетентностей. Такой подход лег в основу созданной программы синхронизированного курса « Времена не выбирают, в них живут и умирают…» Мифы и реальность эпохи 30-х годов» средствами истории, обществознания, литературы и русского языка»

Cлайд 19

Метаурок: «Информационное общество – путь к несвободе?!» Мотивация-парадокс: Оценивая возможности развития информационного общества, академик Н.Н.Моисеев отмечал, что это будет «тоталитарный порядок, но он будет поддерживаться не штыками и даже без применения современного сверхточного оружия, а средствами массовой информации. Он говорил: «Я не думаю, что подобный порядок в состоянии долго просуществовать на планете. Более того, режим «тотального демократизма» будет естественным шагом к концу истории… концом истории биологического вида «homo sapiens». Проблемное задание: Нам предстоит объяснить представленную академиком Н.Н.Моисеевым взаимосвязь информационного общества и его тоталитарности. Выяснить, почему, по мысли ученого, «тотальный демократизм» связывается с гибелью вида «homo sapiens».

Cлайд 20

Воспитательный процесс Классный час на тему: «Смысл человеческой жизни в том, чтобы она не прошла бессмысленно». В основе проблемный вопрос: Что же такое жизнь? Дар? Благо? Зло? Пустая трата времени?

Cлайд 21

Доминирующая роль органа самоуправления – Гражданского клуба Навыки решения социально значимых проблем трудно выработать на обычных уроках. Эти навыки более эффективно осваиваются в ходе социальной практики. Эти компетенции могут быть освоены через включение в деятельность детских и молодежных общественных организаций, органов школьного самоуправления. С 2003 года в нашей гимназии действует орган ученического самоуправления – Гражданский клуб.

Cлайд 22

Авторские разработки для работы Дискуссионного клуба Параллельно с Гражданским клубом действует Дискуссионный клуб старшеклассников. В последние годы произошли серьезные изменения в жизни современного общества, в том числе и в молодежной среде: нормой стало изучение различных гипотез, версий, оценок фатов и событий, анализ проблемных вопросов. Именно на этом и построена работа дискуссионного клуба. Гимназисты свободно высказывают свое мнение, учатся его отставать. Открытый анализ различных позиций дает возможность формировать гражданственность и патриотизм.

Cлайд 23

Гражданский форум Умение понять позицию другого, поиск компромисса, предвидение последствий принимаемых решений, ведение диалога – это нелегко и требует навыка. Одной их самых эффективных методик решения подобных задач является Гражданский форум. Эта дискуссионная методика подразумевает поиск решений в различных областях общественной жизни. Форум показывает идеальную форму принятия стратегических решений в процессе «ролевого мозгового штурма» с взвешиванием всех «За» и «Против».


Подготовила:

заместитель директора

по воспитательной работе

Сагитова Лида Усмановна


Цель:

создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.


Задачи:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
  • формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
  • физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
  • активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.

Принципы:

  • системно - организованный подход ; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию школьников;
  • адресный подход ; предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;
  • подход «активности и наступательност и»; предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
  • универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества
  • учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, станице, улице, школе.

Формы взаимодействия педагогов и учащихся:

Участие в работе МО классных руководителей

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

Круглые столы

Беседы, лекции, «круглые столы», конференции

Открытые мероприятия

Экскурсии по памятным местам родного края, походы

Конкурсы методических разработок

Уроки мужества, Вахта памяти

Научно-исследовательская и проектная деятельность

Конференции

Праздники песни и строя, фестивали патриотической песни

Классные часы и другие школьные мероприятия гражданско-патриотической направленности


Основные направления работы:

Учебная

деятельность

Я и моя семья

Программа

«Гражданско- патриотическое воспитание »

Я и мое село

Внеклассная деятельность

Я и мое село

Работа с родителями

Я – гражданин России














От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.




Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гражданско-патриотического воспитания школьников "Я - Человек, Ученик, Гражданин"

Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества. Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны; цели

Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными. Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы. Задачи

Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка. Развитие нравственных взаимоотношений в семье; Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны;

«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».

Понятие « гражданственность » предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин - государство» и «человек - общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.

Главное в этой работе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Направления Я - я Я- школа Я-семья Я-культура Я- гражданин и патриот

Формирование гражданского отношения к себе. В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Задачи. Формирование у школьников правосознания и воспитание в них гражданской ответственности Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей учащихся. Воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах. Формирование у школьников потребности к самообразованию, воспитанию морально-волевых качеств, умений проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей. "Я - я "

Предполагаемый результат деятельности. Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.

Основное содержание данного направления – подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Исходное положение: семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких. Задачи Формировать уважение к членам семьи. Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников. Формировать у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умения понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности. "Ученик - семья" Формирование гражданского отношения к своей семье.

Предполагаемый результат деятельности. Сформирование у школьников понятия сущности социальных ролей: - настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством; - настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям; - настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово; - настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.

Формирование гражданского отношения к культуре Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление школьниками значимости искусства и национальной культуры для человека современного мира, развитие духовного мира учащихся на основе познания искусства, литературы, фольклора. Задачи. Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности, формировать эстетические вкусы и идеалы. Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. Формирование и развитие основ этнокультурного самосознания учащихся. "Ученик-культура"

Предполагаемый результат деятельности. Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности. Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Успешные занятия детей в учебных объединениях художественно-эстетического направления. Участие в художественной самодеятельности.

В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота. Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Задачи. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости. Формировать у школьников осознание нравственного и правового долга, обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние. Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих. Воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы, бережное отношение к памятникам культуры и искусства, национального творчества. Формировать у школьников стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда. Обогащать их эстетические знания и совершенствовать умения и навыки. "Ученик-гражданин и патриот" Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Предполагаемый результат деятельности. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.

Формирование гражданского отношения к школе. Основное содержание деятельности – осмысление школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходные положения в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа является источником формирования необходимых качеств гражданина. Задачи. Формировать у ребенка осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы. Воспитывать у школьников сознательное отношение к учению, развивать их познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии. Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения учащихся. Заниматься их физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно-гигиенической культуры. Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы и Устав Детской организации. Учить ценить свое и чужое время, быть примером для младших, уметь держать свое слово. Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, ответственном и творческом отношении к учению, умения и навыки рациональной организации умственного и физического труда. Формировать осознание своей принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Формировать сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к участию в спортивных состязаниях, оборонно-спортивных и санитарно-оздоровительных мероприятиях. "Ученик-школа"


Презентация на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» будет интересна педагогам дошкольных образовательных учреждений, так как в ней представлен опыт работы с детьми средней группы ЗПР по гражданско-патриотическому воспитанию.

Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире актуальна.

Если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями, и болеть ее горестями.

Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами.

Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства – главная цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.

В своей презентации я представила слайды как проходило воспитание у детей любви к родному краю, родной культуре, родной речи, все начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, к своему городу и затем, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Гражданско-патриотическое воспитание это сложный педагогический процесс. И его задачи решались во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту на протяжении всего учебного года.