» » Фэшн индустрия. Фэшн-индустрия: история и этапы развития. Нервные клетки не восстанавливаются

Фэшн индустрия. Фэшн-индустрия: история и этапы развития. Нервные клетки не восстанавливаются

Как меняются тенденции – темный лес, причем не только для людей вне модной индустрии. Система настолько сложна и подвижна, что предсказать ее поведение – задача практически невыполнимая. Нет, не Анна Винтур решает, что будет в моде. И не Карл Лагерфельд. Поклонники теории заговора разочаруются, но решение принимают не только дизайнеры и главные редакторы, но и люди, о которых мы ничего не знаем. Среди них нет лидера, но все они влияют на то, что мы носим.

Дизайнеры

Дизайнер – ядро, вокруг которого строится концепция марки. Его роль – генерировать идеи, такие, которые в будущем станут тенденциями. Диктат в этой ситуации не выход, основная задача – поймать настроение. Дизайнер не просто пропагандирует, он угадывает желания, он не автономен. В какой-то степени он тоже жертва моды: его цель, как и цель девочки, ведущей модный блог, – уловить изменения и оперативно на них отреагировать. Растущая популярность спорта, например, в 1920-х привела к появлению спортивной одежды, а в 1940-х Vogue провозгласил платье-пиджак универсальной моделью, что избавило женщин от необходимости в военное время тратить деньги на комплекты для разных мероприятий. Таких примеров множество: всем известный new look Dior, вернувший женщине возможность быть женственной, джинсы Levi"s, подчеркивающие фигуру и удобные одновременно, платье с запахом Diane Von Furstenburg, которое соответствовало деловому дресс-коду, но не превращало в авторитарного босса.

Модели на Bond Street, Лондон, 1942

Производители тканей

В отличие от разработки силуэта, выбор ткани зависит не только от замысла. Главенствующий фактор – текстильные производители. От доступных материалов и фурнитуры во многом зависит облик будущей коллекции. Некоторые бренды, например Missoni, изготавливают ткани самостоятельно. Но в этом случае уникальность узора и цвета – визитная карточка. Далеко не все видят в этом смысл, и не у всех есть возможность иметь собственное производство. Большинство компаний ткани закупают, а для коллекций haute couture заказывают на выставках, из которых самая известная – Premier Vision . Представленные материалы во многом формирует тенденции на фактуры, текстуры и цвета сезона.


Консалтинговые компании

Вероятность промахнуться и выпустить коллекцию, не вписывающуюся в сезонные тренды, – риск нешуточный. Прогнозировать тенденции помогают аналоги KPMG и BCG в мире моды. Основной игрок на этом рынке – WGSN . Их услуги стоят минимум 9000 футов, зато клиент получает долгосрочный прогноз, включающий анализ экономической, политической, демографической ситуации, ценностных установок, потребительских ожиданий. Продукт компании Pantone еще более специфичен – мониторинг цветовых предпочтений. Программа EDITD анализирует ценообразование и динамику продаж конкурентов, отбирает модели, которые пользуются наибольшим спросом. К тому же на официальном сайте доступен журнал, в котором публикуются, конечно, не такие подробные, но не менее полезные данные. Из последнего – уровень продаж кимоно, яркой тенденции последних двух сезонов, с апреля возрос на 9%.

Поп-культура

Поп-культура рождает спрос на знаковые образы, и ритейлеры с журналами не могут его игнорировать. Вспомните «Великого Гэтсби» и параллельный бум на 1920-е в коллекциях дизайнеров. Задолго до премьеры была известна информация о теме, дате выхода и бюджете картины – грядущий всплеск интереса к эпохе был очевиден. Кроме того, люди всегда стремятся быть похожими на своих кумиров.Поэтому с выходом на сцену Рианны пятнадцатилетние девочки фанатели по хип-хоп атрибутике, а с появлением Ланы Дель Рей облачились в голубые джинсы с высокой талией, белые футболки и бомберы.Разве что наряды Леди Гаги остаются неповторимыми.


Редакторы и стилисты модных изданий

В любом модном издании, будь то Vogue или Be-in, существует конфликт между редакцией и отделом продаж. Редакционная подборка должна включать клиентов, потому что коммерческие цели игнорировать нельзя. Но это не значит, что места для отдельных признанных дизайнеров и новых талантов не находится. Как правило, обзоры включают как вещи марок-партнеров, так и выбранные редакцией. Соотношение может быть разным, но этот выбор – результат редакционной политики, личного видения, вкуса и профессионализма редактора или стилиста. Именно с их подачи появляются знаковые вещи сезона, задающие тенденции. А в случае Анны Делло Руссо, можно не покупать журнал, а просто наблюдать за тем, во что она одевается.


Из автобиографии Грейс Коддингтон, креативного директора Vogue : «Для меня модные коллекции делятся на две категории. Одни вызывают восхищение и желание носить эту одежду; другие даже не хочется примерять, но тем не менее они стимулируют движение вперед. Именно по этой причине мне нравится Comme des Garcons. Все, что придумывает дизайнер Рей Кавакубо, интригует. Порой смотришь на ее коллекции и изумляешься – как же у нее хватило фантазии, как удалось из политики выкроить платье?»


Новаторы

В любой сфере, и индустрия моды не исключение, есть свои новаторы. Идеи всегда витают в воздухе и тем, кому удается их уловить, уже не составляет труда попасть на обложку любого издания. Некоторые люди настолько аутентичны, что очаровывают буквально всех: от главных редакторов до обывателей. Фрида Кало, например, несколько лет прожила в США и Франции, где о ней никто не знал, и умудрилась за это время попасть на обложку Vogue. Наглядный пример того, как самобытность становится объектом любви миллионов непринужденно, просто потому что такого мир еще не видел.


Байеры

Профессия байера в последнее время особенно популярна, что стало поводом для статей, разоблачающих романтизм этой работы. Пишут о том, что баинг – это чистой воды статистика: анализы спроса, продаж и прочее. Но если бы это было всей правдой, машины с легкостью справлялись бы с этим и без людей. Как ни крути, интуиция, умение предугадать тенденцию, выбрать то, во что влюбятся, или даже заставить влюбиться – навыки, влияющие на то, что мы видим в магазинах каждый день.

Выбор байера сильно зависит от страны. Например, в скандинавских странах байеры скорее обратят внимание на вещи с претензией на концепцию, в ОАЭ – на все, что блестит и косвенно свидетельствует о богатстве. В России каблуки любят гораздо сильнее, чем в любом другом государстве, что тоже сказывается на местных трендах.

Недели моды

Несмотря на то, что формат мероприятия за последнее время изменился: модные дома приглашают знаменитых гостей на показы, а блогеры стоят по часу в одной позе, чтобы попасть в объективы Скотта Шумана и Билла Каннангема, Неделя моды – это место встречи всех законодателей модных тенденций. Дизайнеры смотрят на работу конкурентов, представители масс-маркета впитывают идеи для своих линеек, редакторы журналов оценивают, а байеры охотятся за хайповыми вещами. Неделя моды – это резюме событий, произошедших в модной индустрии за последние полгода. Не стоит забывать о серых кардиналах – тех, кто решает, какие дизайнеры и в какой последовательности покажут свои коллекции.


Улицы

Классическая схема смены тенденций идет сверху-вниз: от дизайнеров к народу. Обратный процесс большинство сводят к streetstyle хронике, что не соответствует действительности. Парни и девушки, которых мы видим на Неделях моды и даже в The Sartorialist, не создают эстетику, они адаптируют и транслируют тенденции. Реальные трендсеттеры с улиц – представители субкультур, которых сейчас не так уж и много. Панки, скинхеды, хиппи и даже рэперы остались в XX веке. Им на смену пришли суррогаты, жонглирующие идеями прошлого, но не несущие в себе никакой идеологии. А для того, чтобы войти в историю, удачного наряда недостаточно, образ должен отражать мировоззрение.



С одной стороны, тенденции сужают наш кругозор. «Умные» книжки и статьи советуют не следовать слепо за модой, а развивать собственное чувство стиля. Легче сказать, чем сделать. Во-первых, все наши представления о прекрасном – результат работы не только дизайнеров, стилистов и редакторов моды, но и маркетологов, экономистов, пиарщиков, финансистов. Во-вторых, большинство вещей в демократичных магазинах сделаны как под копирку. Материала для самореализации мало, а тот, что есть, находится не в категории масс-маркет, следовательно, стоит денег. Что делает отказ от тенденций трудной задачей. Но период отчаянной влюбленности в H&M, Zara и Topshop прошел. Людям хочется чего-то необычного, поэтому локальные дизайнеры множатся, как грибы, а формат «маркетов» резко завоевал популярность.

С другой стороны, тенденции удовлетворяют психологическую потребность в новизне. Как ни крути, они не являются навязыванием в чистом виде, тренды – ответ на существующий спрос. В конце концов, H&M никогда не будет самобытен, а ориентировка на Chanel едва ли куда-то денется, но винить систему не выход. Она работает в угоду не только тех, кто обманывает, но и тех, кто хочет быть обманутым. В мире моды жертвы – все: и дизайнеры, которые лезут из кожи вон, чтобы поймать за хвост тенденцию, и те, кто слепо следуют за ними. Кому-то нужна пилюля от Vogue, Elle и Harper"s Bazaar, готовый ответ: что купить, чтобы попасть в Gipsy и «Дом быта», раскрутить свой блог или стать it-girl класса/курса/района. А кто-топрислушивается к себе и вырабатывает собственный стиль. Мы за последних.

История моды очень богата и занимательна: еще в древние века уже придумывали различные фасоны одежды, создавали новые материи, добавляли новые элементы в волосы, аксессуары, руки, уши. Бесспорно, модой больше интересуется прекрасная половина человечества, но и мужчины не уходят от нее далеко. Поэтому ассортимент модной продукции с каждым годом расширяется, а фэшн-индустрия работала и будет продолжать работать на человечество.

Мода как феномен

Известно, что мода относится к числу социальных феноменов, поскольку направлена на то, чтобы удовлетворять эстетические запросы общества. А модные вещи, в свою очередь, сами собой демонстрируют своего владельца.

Моду как явление объяснили еще в начале двадцатого столетия, когда появился термин «просачивание». По мнению американца и немца фэшн-индустрия изначально имела своей целью выделить из общей массы элиту, которая всегда старается отличаться от простых людей. Поэтому все новые течения появляются среди высшего класса, а средние и более низкие слои общества стараются подражать элитной прослойке и перенимают у нее любые новшества. Иными словами, модные тенденции «просачиваются» от верхушки вниз и перестают быть новинками, переходя в разряд «ширпотреба». Далее снова необходимо создавать что-то новое и модное, чтобы элита все так же выделялась. Идет процесс так называемого «цикла престижного потребления», который не прекращается.

Современная мода

На сегодняшний день классовые прослойки в обществе практически стерлись, но назначение моды осталось прежним - подчеркнуть принадлежность человека к той или иной социальной группе. Современная фэшн-индустрия создает вещи таких направлений, как молодежная мода, уличная, офисная и пр. При этом каждый человек способен подобрать себе одежду персональную, которая является способом самовыражения. Одеваясь модно и стильно, можно выделиться из толпы и продемонстрировать окружающим наличие вкуса и индивидуальности.

Исходя из этого, напрашивается вывод, что к модным вещам относятся только те, которые выставляются напоказ, демонстрируются.

Модные товары

Из общего числа товаров промышленного производства фэшн-индустрия содержит только те, которые считаются модными и удовлетворяют личные потребности человека. К ним относятся:

  • одежда,
  • аксессуары личного характера (сумочки, шляпы, наручные часы, пояса, чулки, перчатки и пр.),
  • косметика и парфюмерия,
  • украшения (ювелирные и бижутерия),
  • товары для дома (посуда, постельные принадлежности, белье, ковры).

Производством всего вышеперечисленного занимается определенный - так называемая «индустрия моды». Сектор этот включает изготовление и реализацию товаров. Здесь задействованы несколько среди которых следует отметить текстильную, парикмахерскую, парфюмерную, а также модельный бизнес. Как показывает статистика, со временем число модной продукции постепенно расширяется.

Тенденции в мире моды

Если ранее к модным вещам относились исключительно товары для прекрасной половины человечества, то в двадцатом веке эта тенденция преломилась, и мода коснулась мужчин тоже.

Примерно в это же время fashion-индустрия расширила круг модной продукции в связи с тем, что образ жизни изменился и стал публичным. Например, наши прабабушки и бабушки стирке не придавали особого значения, как и приему пищи. Сейчас же большинство из нас приобретают в магазине продукты питания и средства для стирки. Как результат - к модным товарам теперь относят практически все элементы персонального потребления, включая напитки, автомобили, мотоциклы, предметы мебели, канцтовары и пр.

Стадии развития модной индустрии

Выделяют несколько стадий развития, которые прошла индустрия моды. До конца девятнадцатого века такого направления не существовало, хотя понятие моды было. Начиная с 1890-х начинают свою деятельность производители одежды и аксессуаров, в процессе чего мелкий бизнес превращается в настоящее крупное производство. Выпускались даже модные журналы, где речь шла о трендовых вещах, которые принято носить в элитном обществе.

В 50-е годы прошлого столетия взяли курс на массовое потребление, а значит, требовалось прогнозировать модные явления. Появились фирмы, которые специализировались на анализе новинок и тенденций в мире моды. Масштабное производство модной одежды выдвигало свои требования - принимать решения о массовых закупках, выпуске и пр. Вследствие этого компании-производители готовых вещей уже зависели не только от «выдумок» модельеров, но и от изготовителей сырья. Позднее появилась система прогнозирования тенденций.

Разветвление моды

Начиная с 60-х годов двадцатого века происходят серьезные изменения - fashion (мода) разделилась на две ветви: «от кутюр» и «прет-а-порте». В этот период получили мировую известность такие модельеры, как Кристиан Диор, Юбер Живанши, Ив Сен Лоран, Коко Шанель и др.

В 90-е годы в модной среде появился термин «плюрализм», означающий отсутствие единого стиля и приверженность к дроблению на целый ряд различных направлений. Меняется скорость, с которой появляются новинки. Параллельно с этим мода «омолаживается», т. е. возможность покупать модные вещи появилась не только у богатых людей, но и у простой молодежи. Стилисты уже не имеют доминирующего влияния на моду, большей пропагандой занимаются известные торговые марки.

Следует отметить, что если до конца XX столетия модная индустрия затрагивала исключительно Европу, то в 21 веке мода приобрела глобальный характер, и дизайнеры из разных стран предлагают свои идеи. На сегодня уже имеет место быть огромное влияние восточных культур, и это отражается на товарах широкого потребления.

Natalia Popova | 27.03.2018

В рамках Недели моды в Москве состоялась трехдневная деловая программа. На старте бодрый тон задала форсайт-сессия «Fashion индустрия 4.0: что это такое и в каком направлении двигаться?» с участием инсайдеров и тренд-сеттеров индустрии и под модераторством генерального директора FCG Анны Лебсак-Клейманс.


В дискуссии участвовали: Алена Исаева (журналист, экс-главный редактор Aizel, Numero, Marie Claire), Михаил Коловангин (chief байер ЦУМ), Мария Горкуш (руководитель Fashion tech акселератора Faberlic), Анна Черных, Владимир Тилинин (кураторы курса «Дизайн одежды» БВШД), Роман Ефремов (генеральный директор отраслевого союза FashionNet).


Анна Лебсак-Клейманс отметила: «Новый тип индустрии - технологичный и гиперпродуктивный. Основные ниши fashion tech: в продукте, в процессе разработки, кастомизации, в дистрибуции, коммуникации. В качестве примера действия «Индустрии 4.0» можно привести немецкое предприятие компании Adidas. Если на заводах этого производителя спортивной одежды в Азии и Мексике используется дешевая рабочая сила, то в Германии на заводе Adidas человеческое участие минимально. Люди лишь задают программу на компьютере и периодически контролируют её работу».


Новый тип индустрии - технологичный и гиперпродуктивный

«Главное в моде - острый глаз и чувство момента. Сегодня невозможно работать по каким-то наработанным правилам, приходится все время менять их. Нужно немного предвосхищать, быть хотя бы на полшага впереди, меняться и остро реагировать на все новое», - заявила на сессии Алена Исаева.

Михаил Коловангин подчеркнул: «Свитшот, футболка, бомбер - это все, вокруг чего сейчас крутится вся мода. Модификации. И в женский гардероб тренды все больше приходят из мужского гардероба. Меньше юбок, больше брюк. Самый большой тренд - брючный женский костюм. Это связано с тем, что женщины стали более независимыми, самостоятельными финансово. Еще один тренд, как мы называем его, Zero-gravity - коллаборации, не привязанные ни к какому сезону. "Коллабы" с раскрученными марками (Nike, Adidas и другие), которым нужен люксовый сегмент, и они делают лимитированные коллекции, которые раскупаются по предзаказу - через интернет».


В свою очередь, Анна Черных и Владимир Тилинин заметили, что «специалист 4.0 - это мультизадачный человек в многочисленных, но смежных областях. Взаимодействие человека с технологиями - это неизбежное явление, но как и человека, все технологии и системы нельзя оставлять без контроля. В будущем понятие торгового центра уйдёт из нашей жизни, а привычные нам магазины превратятся в огромные площадки, где будет все, что нужно потребителю, процессы будут автоматизированы, а из персонала останется только один человек».

Завершила первый день Людмила Михайлова-Командрэ из парижского бюро Trend & Tendance и ее лекция о том, как российским дизайнерам выйти на европейский рынок и грамотно работать там с шоурумами. Среди важных практических советов речь шла о следующих: после заключения договора делать все в оговоренные сроки, и даже раньше, чтобы заработать авторитет надежного партнера, что не менее важно, чем дизайн коллекций; выпускать капсулы вместо больших коллекций; прислушиваться к рынку и запросам потребителей; анализировать работу шоурума и ваше с ним сотрудничество.


Вам хочется трудиться в модной индустрии, но при этом нет желания пробовать себя в модельном бизнесе, ведь карьера модели зачастую очень скоротечна. И вообще вы хотите заниматься чем-то особенным в мире моды. Тогда этот список необычных специальностей может подтолкнуть вас к выбору будущей работы.



1. Живые манекены


Как вам такая работа – пугать покупателей, рассматривающих витрины? Нравится? Тогда вы легко можете стать «живым манекеном». Обязанности – надевать одежду модных брендов и демонстрировать ее в магазинах. Вы можете стоять без движения, а потом неожиданно зашевелиться. Незабываемые впечатления ничего не подозревающим покупателям обеспечены.


Для такой работы важно иметь хорошую физическую подготовку, надо уметь долго стоять на ногах и надолго застывать без движения, меняя позицию только в нужное время. «Живые манекены» бывают востребованы в бутиках, на специализированных выставках среди тех брендов, которые хотят интерактивного общения с клиентами.



2. Фэшн-библиотекарь или тканевед


Если вы хорошо разбираетесь в тканях и имеете профильное образование в области моды и текстиля, эта работа для вас. Тканевед посещает дизайнеров и рассказывает им о новинках тканей и других материалах. Выбрав эту вакансию, вы постепенно обрастете базой контактов, что будет полезно для дальнейшего развития карьеры.


3. Профессиональный организатор гардероба


Есть такая профессия, одежду сортировать это необходимо компаниям и Домам моды. У них имеются огромные объемы одежды и аксессуаров, которые надо периодически сортировать и систематизировать.


4. Модель для примерки


Это менее гламурная работа, нежели , ведь вас не будут снимать фотографы и вообще никто не увидит, кроме дизайнера. Модели для примерки необходимы дизайнерам для того чтобы понять, как новая одежда будет сидеть на различных типах фигур, насколько она подходит для реальной жизни. Поэтому некоторые модели вместо того, чтобы блистать на подиумах, просто приходят в модные дома, примеряют одежду и говорят, насколько она удобна.


Необходимо отметить, что модель для примерки должна многократно одеваться и раздеваться и не чувствовать при этом дискомфорт. Она должна быть объективной и честной в своих оценках, а еще она должна уметь хорошо объяснять, насколько удобна или неудобна одежда и что надо изменить.



5. Хореограф и композитор для показов


Некоторые модные показы являют собой настоящее шоу, где звучит музыка, а модели не просто ходят по подиуму, а танцуют. Далеко не всегда эти шоу, и особенно музыка, нам нравятся, но сейчас не об этом.


Модные дома выбирают музыкальные композиции для шоу и работают над хореографией. В связи с этим они обращаются за профессиональной помощью – нанимают композиторов, диджеев, хореографов.



6. Стилист-сценограф


В наше время модные показы все чаще превращаются во что-либо фееричное – показы проходят в воображаемых кафе, самолетах, на вокзалах, в гигантских лабиринтах и фантазийных мирах. Посему, для модных шоу требуются декорации и различный реквизит.


Хорошие декорации может предоставить только профессионал. Стилист-сценограф - тот самый человек. Он готов выполнить даже самые странные заказы и должен уметь создавать все, что угодно.


7. Специалист по загару для моделей и знаменитостей


Многие модели и звезды во время мероприятий выглядят так, будто только что вернулись из отпуска из жарких стран. У них прекрасный и , вызывающий зависть у обычных девушек. Но не все так, каким кажется на первый взгляд.


Если вы хотите обеспечивать звёзд идеальным загаром, гарантируя им при этом здоровый вид кожи, эта работа для вас. Должностная обязанность - бронзирование тел знаменитостей, в том числе, моделей.



8. Борец с морщинами


Морщины доставляют много беспокойства, даже если эти морщины не на лице и вообще не на нашем теле, а на кожаной обуви, сумках и других аксессуарах. Вы когда-нибудь интересовались, как специалисты добиваются идеально ровной поверхности на вышеперечисленных изделиях? Это совсем не просто, выпустить идеальную сумку или туфли без брака.


На самом деле профессиональные борцы со складками - очень ценные кадры. Они используют специальную технику и оборудование, в том числе, утюги, чтобы все было ровно и гладко. Скрупулезность и терпение - главные качества для таких сотрудников. Ну и конечно, нужно любить работать утюгом.


9. Исследователь лиц


Да, и такое бывает – некоторые люди получают зарплату за то, что ощупывают чужие лица. Конечно, не ради удовольствия. Цель – определить гладкость кожи после применения различных видов крема. Эта профессия также называется «sensory scientists». Прежде чем начать зарабатывать деньги, специалисты проходят долгосрочные тренинги. Существует даже сообщество «чувствительных» профи.



10. Специалист по губной помаде


Работа, во многом схожая, с указанной выше. «Помадовед» - сотрудник, который может узнать многое о женщине по отпечатку помады на салфетке или листе бумаги. Когда-то это было просто хобби для уроженки Сиднея Джилли Эдди, но спустя 30 лет превратилось в настоящую науку.


Насколько это полезно для модной индустрии? Например, бренды хотят быть уверены в том, что цвет помады на губах манекенщицы и реклама этой помады в журналах несут одинаковую и главное верную информацию. Модель устала? Артистична, энергична, романтична? А может быть просто привередлива? Это и многое другое может узнать специалист по губной помаде, просто взглянув на отпечаток губ.




Существуют флористы с узкой специализацией - они обеспечивают цветами показы коллекций, украшают подиумы и фотосессии для рекламных кампаний модных брендов. Вы когда-нибудь задумывались, откуда берётся вся эта цветочная красота? Модный флорист всегда приходит на помощь дизайнерам и фотографам.


В России появляется всё больше локального производства одежды под своим брендом. По просьбе Biz360 эксперты модного бизнеса Дмитрий Тимуршин (Freedom Team) и Дарья Ядерная (Y Consulting) дали рекомендации, как начать своё дело талантливому дизайнеру одежды и повести маркетинг в индустрии моды. А , владелица бренда женского белья «Косичкина», , основатель компании по пошиву курток Northwestfur, , основатель бренда Siberia, и , выпускающая одежду под марками Tanya Snezh-Lebedeva и Silen Shust, прокомментировали эти рекомендации, как превратить производство одежды в бизнес.

Предприниматель, эксперт по запуску креативных пространств в ритейле. Директор агентства творческих инициатив Freedom Team , владелец магазинов фэшн-марок российских дизайнеров в Петербурге , студии печати на ткани Printlab , швейного коворкинга Workplace , линии одежды Freedom by Tecstyle , организатор фестиваля локальных фэшн-марок Freedom Market и т.д.

1. Будьте одержимы

Начинать фэшн-бизнес без опыта имеет смысл только в том случае, если есть одержимость. Иначе вы быстро сдуетесь.

  • : Желательно ещё иметь идею бизнеса и четкое представление, чего именно вы хотите. Делайте то, что вы задумали, не надо пытаться угодить покупателю, из этого ничего не выйдет. Лучше убеждайте покупателя в том, что ваш продукт - лучший для него.

2. Не стартуйте без бизнес-плана

Составьте бизнес-план - лучше потерять деньги на бумаге, чем по-настоящему. Не забудьте включить в статью расходов и собственную зарплату - хотя бы по минимальной почасовой ставке. Увеличьте получившуюся сумму на 20-50% - это и будет реальный минимум, включающий непредвиденные расходы. Вы должны иметь запас прочности как минимум на три месяца работы в минус.

    : Если вы хотите построить не микробутик, а полноценный бизнес, то увеличьте сумму не на 50, а на 300% и будьте готовы к запасу прочности на 2-3 года работы в минус. Чаще всего, делая бизнес-план, люди не думают о сертификации, бухгалтерии, внезапных колебаниях цен на материалы, упаковке, бирках, складской таре, курьерах, некачественно сделанных работах, которые нужно будет переделывать - от лекал до фотографий, и прочем .

    : Запас прочности нужен минимум на год.

    : На практике марка/магазин с дорогим сегментом одежды раскручивается минимум два года. У нас так и было - два года работы с минимальной прибылью. То есть вы должны понимать, что это долгосрочное вложение и желательно иметь дополнительный источник дохода или стартовый капитал, который позволит не разочароваться в вашей идее раньше времени.

3. Проверьте спрос на ваш товар

Для этого можно интернет-магазин в «ВКонтакте», представив в нём примерный ассортимент. Пошейте сэмплы, образцы; пусть сами, криво-косо, главное - уловить идею, поймать тренд. Так вы сможете познакомиться с целевой аудиторией, посмотреть, как люди реагируют на ваш товар. Отталкиваясь от этой реакции, можно вносить коррективы в коллекцию, изменять цифры в бизнес-плане.

4. Стартуйте с бюджетом не менее 300 тысяч рублей

Есть прецеденты, когда люди запускали производство одежды, имея 100 тысяч рублей. Но сегодня это малореально. «Средней температурой по больнице» считается цифра в 300 тысяч рублей. Это минимум, который уйдет у вас на разработку продукта и пошив, а также на всё, что связно с продвижением и упаковкой - сайт, логотип, копирайт, фотосессия и т.п. Эти две большие статьи съедят бюджета примерно поровну.

  • : Даже если вы сами не умеете строить лекала и шить, вы можете выбрать две-три модели, которые будут особенными благодаря своей идее, и продавать их в разных тканях и цветовых решениях. Примеров марок, которые начинали с такой стратегии - множество, взять хотя бы кардиганы грузинского бренда Lalo, которые начали с одной модели кардиганов с объёмными косами в разных цветах. Не стоит недооценивать упаковку. Она должна быть такой, чтобы покупатель, получая ваш товар, был очарован и тронут. Не обязательно тратиться на дорогие коробки к вашим платьям, достаточно каких-то интересных деталей.


Таня Снеж Лебедева (бренды Tanya Snezh-Lebedeva и Silen Shust).

5. На отшив коллекции потребуется
не менее 500 тысяч рублей

После того, как вы пройдёте первую стадию - тестирования идеи (300 тысяч рублей), понадобятся дополнительные вложения, примерно 0,5-1 млн. рублей на отшив коллекции в тираже. Они уйдут на увеличение объёмов выпускаемой продукции, расширение модельного ряда, увеличение количественного присутствия, рост розничной сети, работу с так называемыми «лидерами мнений» (реклама, промо).

Найти (не путайте с «отдать») эту сумму зачастую легче, так как у вас уже будут статистические показатели продаж. То есть в банк за кредитом вы придёте не с пустыми руками.

    : Чтобы нормально торговать в офлайн-магазине, нужно в среднем иметь товара на 1-2 млн. рублей.

    : Если вы нашьёте изделий, а они «зависнут», вполне реально разориться за сезон. Не делайте поначалу большого тиража - пошейте пару-тройку моделей в хорошем качестве, выложите в соцсети, покажите в шоурумах, посмотрите на реакцию. Сейчас многие швейные цеха берутся за штучное производство. Если не знаете ни одного цеха, поищите швею на osinka.ru или договоритесь с ателье, что будете обеспечивать их потоком заказов, если они предоставят вам скидку. Тогда вы сможете сделать свои модели в образцах или минимальных сериях, а дальше шить столько, сколько закажут. Это реальная схема, позволяющая начать с минимумом затрат.

    : Фэшн-бренды обычно уделяют мало внимания логистике и учёту, считая их скучными и неблагородными делами. На самом деле правильный склад решит проблему быстрой обработки заказов и позволит избежать очень распространённой заразы у маленьких брендов - отсутствия заявленных в магазине моделей. Не думайте, что вся коллекция удачно поместится у вас в гараже или за ширмой в офисе, планируйте складское помещение, артикулы, регулярные инвентаризации склада и людей, которые будут заниматься обработкой и отправкой заказов. Плохая доставка даёт гораздо больше негативных комментариев в сетях, чем сами модели.



Наталья Тарнавская (бренд «Косичкина»).


6. Придумайте запоминающееся название

Брендовое название для бренда одежды или магазина, как ни странно, может быть любым. Оно может быть даже совершенно не про одежду. Может быть абракадаброй или цифрами, лишь бы запоминалось. Главное - целостность нейминга и его созвучие с идеей продукта и ценностями целевой аудитории. Ваш креатив и marketing-стратегия должны быть понятны.

7. Не гонитесь за мировыми брендами, а опережайте их

Конкурировать с мировыми брендами у вас не получится, да и не следует. Но это тот случай, когда недостатки - ещё и преимущества. У вас всегда будет небольшой ассортимент, лимитированная коллекция, а значит, вы сможете гарантировать эксклюзивность каждой вещи. У вас будет заведомо выше скорость реакции на изменяющиеся тенденции, вы всегда сможете быть чуть впереди, успевать раньше мировых брендов. Это то, что ценится молодой и творческой аудиторией. Главное в локальном фешн-бизнесе – это своевременность, актуальность коллекций и правильная цена.

  • : К вам также пойдут люди, которым нужно не просто одеться, но для которых важны мелочи, от кроя до строчек. Не обращайте внимания на «обывателей», массовый продукт - это отдельная история и вам в неё не надо. Со временем, когда вы станете хорошо известны в определенных кругах, массовый покупатель сам вами заинтересуется.


Игорь Фролов (бренд Northwestfur).

8. Изучайте опыт «динозавров» fashion-индустрии

Не конкурировать с зарубежными «монстрами» - вовсе не значит, что на них не стоит обращать внимания. Изучайте их опыт, их ранние ошибки, статистику продаж, маркетинговые ходы, которые выстрелили в своё время. Но! Всегда помните: в России своя специфика, и иностранный опыт может быть здесь применён лишь с «поправкой на местность».

  • : Я в качестве примера для подражания выбрал Canada Goose, досконально изучил их бизнес-модель и стараюсь применять их технологии у себя.

9. Договаривайтесь с сетями

Если вы только начинаете, то лучше ограничиться интернет-магазином или зайти на рынок через раскрученный розничный ритейл. Напишите администрации магазина или сети письмо с предложением, сопроводив его качественным портфолио своей коллекции. Звоните байерам, договаривайтесь о встречах, показывайте образцы.

10. Цена в интернете и в рознице должна быть одинаковой

Минимальная накрутка магазина: 100-150% под реализацию, 300% - при выкупе. Торговаться можно, но это может продолжаться долго и нервно. Альтернатива - продажа через интернет. Однако и в этом случае о ценах в магазинах не забывайте - держите их в голове при формировании розничной цены на свои изделия: цена на ваших ресурсах (сайт, соцсети) не должна отличаться от цены в магазинах, иначе с вами не будут работать.

11. С сайтом на старте можно подождать

Сайт одежному бренду не помешает, но на первом этапе он не так уж важен - сначала можно магазин в «Вконтакте». Продажи у вас сначала будут идти через соцсети, поэтому деньги и внимание лучше потратить в первую очередь на них. Магазин в «ВКонтакте» создаётся в любой группе - просто подключите эту функцию в настройках, заполните карточки товаров фото и описаниями, поставьте цену. От вас потребуется: хорошие фото, качественное описание моделей, хорошие цены и условия доставки.

  • : Тем не менее, сайт нужен. Его будут спрашивать и оптовики, и розничные покупатели.

12. Не торопитесь открывать шоу-рум

Открытие шоу-рума может разорить бизнес на старте. Аренда, оформление, зарплаты и прочие расходы быстро съедят ваши условные 300 тысяч рублей без всякого учёта «запаса прочности». На начальном этапе для вас куда важнее создать востребованный ассортимент, наладить производство и маркетинг. Если же вы хотите сразу играть по-взрослому, тогда приготовьтесь вложить в офлайн-точку от 200 тысяч рублей до 1 миллиона.

    : Пока вы стабильно не зарабатываете, свой офлайн-магазин не нужен. Но потом обязательно откройте хотя бы один, чтобы общаться с «живыми» покупателями. Пожелания оптовиков и конечного потребителя не всегда совпадают, а вам нужен именно конечный потребитель.

    : Бессмысленно делать магазин в крупных торговых центрах – это стоит больших денег и не окупится. Вам нужен небольшой уютный шоу-рум в хорошем доступном месте (у метро, с парковкой, пусть и во дворах или на третьем этаже бизнес-центра). Например, шоу-рум в 20 «квадратов» в пределах Бульварного кольца в Москве можно найти за 40 тысяч рублей в месяц, даже дешевле. Сделайте эти несколько метров такими, чтобы туда захотелось возвращаться. Не берите продавца, здесь распространена работа «по записи»: ваш клиент будет рад, если его встретит сам дизайнер.



Магазин фэшн-марок российских дизайнеров Freedom Store.


13. Не преувеличивайте фактор сезонности

Если вы – не массовое производство, не стоит шить пальто летом или парусиновые штаны зимой в надежде на большой сезонный спрос. Лучше разработайте 10 моделей сезонных вещей, сшив по три ходовых размера каждой позиции. А дальше – действуйте с учётом реального спроса.

  • : Вначале лучше шить по факту получения заказов. Потом сами поймёте, какие запасы вам нужны на складе.

14. Не забудьте про оборудование и ПО

Если вы всё-таки решили запускать шоу-рум, то вам понадобятся профильная система учета (например, «1С:Бухгалтерия»), экварийнг, а также камеры наблюдения на кассах и в зале.

  • : Важно обзавестись торговым эквайрингом – мобильным терминалом, принимающим карты. Его можно подключить к любому смартфону и принять оплату по карте клиента. Конечно, для этого у вас должно быть юридическое лицо, на счёт которого поступят деньги. Стандартный процент эквайринга – 1,5-2,5%. Плюс, не забывайте про налог в ценообразовании.

15. Продавцы должны быть лояльны бренду

Продавцы – важные люди в вашем бизнесе. Они должны быть с горящими глазами, абсолютно лояльные бренду. Мотивировать их лучше классической схемой формирования зарплаты: фиксированная часть плюс процент с продаж. Какой размер «фикса» устанавливать – зависит от эффективности сотрудника и вашего чутья. Бескомпромиссно расставайтесь с ворами и лентяями, которые «сидят за зарплату» и не заинтересованы в процентах с продаж.

16. Не тратьтесь на излишний пиар

Если денег в обрез, ваши траты должны соответствовать принципам необходимого и достаточного. То есть ни пышное открытие магазина, ни дорогой ремонт не нужны. Экономьте на участии в платных фэшн-показах, если это не является частью PR-стратегии. И вообще, если вы - не PR-специалист или маркетолог (и других нет), то и никаких показов не надо. На начальном этапе вам достаточно будет участвовать в маркетах - локальных «гараж-сейлах». Такой подход сразу даст прямые продажи и обратную связь от живой аудитории. Кроме того, сэкономить можно, правильно выбрав форму собственности и тип налогообложения.

17. Не экономьте на фотографиях

На чём не стоит экономить, так это на хороших фотографиях. Они вам понадобятся и для продаж в соцсетях, и для оформления сайта в будущем, и для продвижения. Люди покупают глазами, работают эмоции. По той же причине уделите особое внимание разработке логотипа, истории бренда, его легенде. Не жалейте денег на хорошие тексты и работу с соцсетями.

18. Не шейте из «обидных» материалов

Нет никакого смысла в погоне за ценой шить из дешёвого материала сомнительного качества. Всё равно себестоимость пошива у вас будет значительно выше, чем у масс-маркета. Постарайтесь найти золотую середину «цена-качество». Помните, ваше преимущество - эксклюзивность. Нельзя делать вещи из «обидных» материалов.

  • : Качественные материалы - ваше основное конкурентное преимущество, забудьте про низкие цены.

19. Рассказывайте свою историю

Что делать в соцсетях? Рассказывайте свою историю. Это может быть ваш личный бренд - человека-дизайнера. Почему нет? Пишите о своём деле, которое стало вашим смыслом. Пишите о том, что делаете действительно хорошо. Люди любят истории про смелых, способных идти за своей мечтой. Ваша история будет продавать вас и то, что вы создаёте.

  • : Посыл к потребителю не может быть таким: купите мой товар. Вы должны говорить: купите мою идею. Поклонниками бренда становятся благодаря его идее, тогда о нем рассказывают при любой удобной возможности.


Эдуард Минасян (бренд Siberia).

20. Будьте дальновидны

Самые частые ошибки – непродуманность и недальновидность. Скажем, вы можете купить дорогую ткань, но при этом использовать дешёвую фурнитуру и не проработать досконально лекала. В итоге получите высокую себестоимость и невостребованное изделие.

21. Слушайте свою аудиторию

Не стоит ориентироваться исключительно на свой вкус. Всегда нужно пытаться понять потребности аудитории, слушать своих клиентов. Самый простой вариант обратной связи - количество заявок и обращений. Если в день у вас нет ни одного заказа, стоит задуматься над ассортиментом.

  • : Идти за аудиторией тоже не нужно, иначе вы начнете штамповать то, что и так уже продаётся тоннами вокруг.

22. Начните с коворкинга или ателье мелких серий

Если вы целитесь в нишу индивидуального пошива, есть смысл сначала податься в швейные коворкинги - пространства, в которых работают швеи, дизайнеры, модельеры. В коворкинге резиденты получают рабочее место и оборудование (швейная машинка, манекены, раскроечный стол и т.д.) Также там есть отдельная примерочная, где проходят встречи с клиентами. Это дешевле, чем свой цех. Там вы узнаете все подводные камни ремесла. А дальше уже примете решение: открывать собственный бизнес или отдавать заказы на аутсорсинг.


Швейный коворкинг WorkPlace.

Другой вариант - поищите ателье мелкосерийного производства. Открывать на начальном этапе собственное - рискованно и долго, да и рентабельность в этом случае с большой долей вероятности будет отрицательной.

23. Не гонитесь за широкой линейкой

Сколько вещей отшивать для начала? Не начинайте с большого ассортимента. Для первой коллекции будет достаточно четырёх единиц изделия на один цвет и размер. Помните, только 20-30 процентов модельного ряда будут в дальнейшем приносить вам 80 процентов дохода. Поэтому сделайте акцент на трендах сезона, предложите самые актуальные, востребованные модели в трёх самых ходовых размерах. Точно не проиграете.

    : Небольшой ассортимент имеет большие плюсы для стартапа: меньше расходов и стабильнее качество.

    : Когда вы поработаете и поймёте, какие модели идут хорошо, какие шоу-румы или магазины их покупают и в каком количестве - вот тогда стоит делать сезонные запасы, исходя из планов продаж. Но если вы только начинаете, лучше найти пару швей-надомниц, которые смогут оперативно восполнить ваши запасы - пусть пошив выйдет и дороже, чем в цехе.

24. Будьте актуальным

Попадание в сезон - традиционно слабое место российских дизайнеров. Мы постоянно догоняем, но не задаём тренды. Если вам удастся «оседлать» волну, ваши сезонные продажи вырастут минимум вдвое. Как это сделать? Слушать своих клиентов и стремительно действовать. Ходите на тусовки, будьте там, где собирается активная молодёжь. Именно она, как бы плохо с деньгами ни было, всегда будет хотеть выглядеть иначе, чем большинство. Если нет желания тусить - существуют тренд-бюро. Раз в полгода они выпускают тренд-буки, где можно подглядеть новые тенденции.

  • : Ошибка многих начинающих дизайнеров в том, что создав какую-то популярную модель, в следующий сезон они отказываются её шить, поскольку «это прошлая коллекция». Пока вы не мировой фэшн-монстр, вам нет основания прекращать выпускать модели, которые хорошо покупают. Это не нужно ни вам, ни вашим клиентам. Определите своих «дойных коров» и предлагайте их в разных цветовых решениях с разными дополнениями.

25. Расходные материалы покупайте оптом

Ткани всегда выгоднее покупать оптом. Опт часто начинается от одного рулона. Да, представьте: всего один рулон, а не вагон или состав, как думают многие. Часто трикотаж продают на вес. Крупная партия в этом случае начинается от 20 кг. Поэтому пусть вас не пугает это неуютное слово «опт». Кроме того, традиционно в Петербурге (и тем более, в регионах) выбор ткани и фурнитуры значительно меньше, чем в Москве, а значит, есть смысл поискать поставщиков в столице.

Покупать ткани и фурнитуру за границей - в Китае, Индии и т.д. - на первом этапе нет смысла: у вас слишком маленькие объёмы, разница в цене для вас не будет ощутимой.

    : В Москве хорошие ткани для верхней одежды продает «Юнсен», у них есть представительство и в Петербурге. Недорогие ткани можно брать в «Балтийском текстиле». Утеплители от фабрики нетканых материалов «Весь мир» ничем не хуже импортных аналогов. По соотношению цена-качество рекомендую нитки прядильно-ниточного комбината им. С.М. Кирова. Молнии лучше брать в российском представительстве YKK, из недорогих могу посоветовать Arta-F. Фурнитура - кнопки, липучки и т.д. - BIG-accessories. Это то, что мы сами используем для пошива курток. Для других видов одежды материалы будут отличаться.

    : Зачастую выгоднее покупать ткани в Италии на стоках, чем в Китае и Индии. К тому же в Италии вы можете найти действительно оригинальный материал. Стоки работают круглый год, но если ехать невыгодно - есть много магазинов, занимающихся продажей итальянских стоковых тканей в России. Для того, чтобы попасть на какие-то специализированные стоки в Европе, можно воспользоваться услугами специальных агентов. Также в Италии есть город Прато - центр текстильной промышленности - там без проблем можно найти склады стоковых тканей.

26. Локальные марки сейчас очень востребованы

Конкуренции в локальном фэшн-бизнесе как таковой нет. Хотя эта ниша сейчас очень востребованная. Связано это с тем, что кризису всего полтора года, и мало кто смог эффективно среагировать на освободившуюся нишу. Добавьте к этому и общий мировой тренд сопротивления корпорациям, компаниям-гигантам. Главным вашим соперником можно считать масс-маркет. Поэтому между собой выгоднее не соперничать, а объединяться, учиться друг у друга.


27. Следите за трендами

Так сложилось, что Россия находится на периферии мировой моды, поэтому все тренды к нам приходят из-за границы. Это значит, что вы можете хотя бы примерно угадать, что будет модно в ближайшем сезоне.

28. Учитесь у успешных практиков

В наших институтах готовят ремесленников. А чтобы бизнес удался, нужен симбиоз знаний, навыков, фантазии и коммерческого чутья. Поэтому правильным шагом для расширения собственных профессиональных горизонтов будет посещение интенсивов и курсов от уже состоявшихся профи, имеющих работающие бизнесы.

29. Будьте оптимистом

Обмануть вас могут на любом этапе. Но это не значит, что обманут непременно. Если постоянно пребывать в страхе, лучше вообще ничего не начинать.

30. Ищите «ту самую» идею

Ваша марка может выстрелить и долго держаться в топе благодаря лишь одной яркой и стильной идее.

  • : Швейный бизнес успешен только тогда, когда пошивом и раскроем занимаются профи-швеи, а маркетингом - профи в маркетинге, никак не наоборот. Российский локальный легпром страдает очень низким качеством пошива и экономией на материалах. Стартаперы верят, что смелый дизайн или яркий бренд заменят ровную строчку. Пожалуйста, избегайте этого и берите на работу к станку только ремесленников, а не талантливых дизайнеров.

Бизнес-консультант, владелец и директор исследовательской компании в индустрии моды Y Consulting , баинг-агентства Y for Buy , преподаватель МГИМО и Британской высшей школы дизайна в Москве, бизнес-тренер Art&Image. Была директором деловой программы Mercedes Benz Fashion Week Russia, экспертом Baku Fashion Week 2014, Caspian Fashion Week 2015, Belarus Fashion Week и т.д.

1. Разработайте «план Б»

В бизнес-плане нужно не забывать о «плане Б»: что я буду делать, если не получится. Посчитайте, сколько денег вы потеряете. Товар всегда можно реализовать - вопрос, по какой цене. А какие-то расходы (например, затраты на показы) возместить не получится.

2. Нельзя продать коллекцию, не пошив её

Если вы давно знакомы с байерами (закупщики товара для магазинов одежды) и у вас хорошие отношения, теоретически возможен вариант, когда байеры посмотрят на эскизы и сразу дадут резюме по закупке. В моей практике был такой случай, но это редкость. Прототипы придётся отшить всё равно, и уже потом тестировать их на стилистах и байерах.

3. Запланируйте на отшив коллекции ~300 тысяч рублей

Разработка и отшив коллекции в 10-12 артикулов обойдётся примерно в 300 тысяч рублей. Это очень примерно.

В частности, разработка одного лекала стоит 3 тысячи рублей, на 10 артикулов это получится 30 тысяч. Еще около тысячи рублей - градация на два размера. Итого, 40 тысяч рублей на лекала.

Если в рознице ваш товар стоит от 8 до 10 тысяч рублей за единицу, то себестоимость её производства - примерно 2,5 тысячи. 10 артикулов в трёх размерах (30 изделий) – уже 75 тысяч рублей. Это в идеальном мире. На практике в первый раз будет примерно +30% к цене, то есть 105 тысяч рублей. Пошив первых образцов будет стоить в два раза дороже. 10 артикулов по 5 тысяч рублей – 50 тысяч рублей.

Съемка лукбука - около 30 тысяч рублей, и это минимум. Бирки – около 10 тысяч рублей за минимальную партию. Сайт – 10 тысяч рублей, сюда войдёт наполнение, оплата домена и, например, конструктор Wix.com. Регистрация юридического лица – около 10 тысяч рублей.

Это уже 255 000 рублей. Добавьте транспортные расходы (поездки на фабрики и к партнёрам), печать полиграфической продукции (каталоги, визитки) и т.д.

  • : Всё зависит от товара и подхода. Свой бренд мы запустили на семь тысяч рублей, заплатив за пошив первых футболок, а через год наш оборот составлял 700 тысяч в год. Лукбук, реклама, онлайн-магазин - всё это можно сделать по взаимозачёту или вообще бесплатно. Главное, не терять качество исполнения.

4. Грамотно планируйте запасы

В каждую точку продаж нужно поставить не менее 40 изделий. Если у вас 2-3 такие точки, надо будет отшить около 120 изделий. Это потребует не менее 300 тысяч рублей инвестиций. Кроме того, нужно иметь в наличии товар для себя (интернет-магазин, инстаграм-продажи – тоже около 100 изделий. Плюс нужны деньги на PR, шоу-рум и прочее – например, химчистку после съёмок.

  • : Работая с розницей по реализации, вам нужно будет вкладывать в неё существенно больше, чем вы будете получать. Например, чтобы закрыть ассортимент в одной розничной точке, нужно поставить сотню единиц продукции. Но это не значит, что сто предметов магазин продаст за месяц - в лучшем случае он реализует двадцать штук, но через месяц попросит закрыть дыры в ассортименте новой поставкой. Отшивая партию, будьте готовы к тому, что вы с ней расстанетесь сразу, а деньги за неё будете получать весь следующий год. При этом только крупные ритейлеры аккуратно выплачивают деньги и делают осязаемые объёмы продаж, поэтому с ними не страшно работать по реализации. Маленькие бутики продают очень плохо, а не платить привыкли стабильно, поэтому лучше продавать им меньше, но по предоплате.

5. Используйте маркетплейсы

Нет смысла повторять уже пройдённый путь, надо идти своей дорогой, пользоваться новыми возможностями - например, маркетплейсами (виртуальными торговыми площадками – прим. редакции).

  • : Не для всякого товара подходят маркетплейсы. Этот формат рассчитан на широкую аудиторию, средний или низкий ценовой сегмент. Участие в маркетпейсе марки, позиционирующейся как люксовая и эксклюзивная, может оказаться ударом по имиджу.

6. Помните о важности примерки

Есть мнение, что на маркетах неудобно мерить одежду. Тем не менее, все меряют.

7. Шоу-рум потребует серьёзных расходов

Открывать собственный бизнес офлайн-магазин потребует от 3 миллионов рублей инвестиций. Эти деньги пойдут на ремонт помещения, торговое оборудование, свет, музыку, кассу, депозит за аренду и саму аренду на первый месяц, собственно товар. Плюс расходы на открытие магазина.

  • : Для открытия шоу-рума без учёта стоимости товара достаточно будет 180 тысяч рублей: 80 тысяч - аренда первого и последнего месяца при условии арендной ставки 40 тысячи рублей, 40 тысяч – агенту по недвижимости, 60 тысяч - на ремонт и оборудование. Шоу-рум должен быть удобным, уютным и стильным – итальянские у вас вешала или из «Икеи», значения не имеет. Создайте атмосферу, любому дизайнеру это под силу.

8. Используйте конструкторы сайтов

Минимальная стоимость изготовления интернет-магазина одежды – 20 тысяч рублей. Самое важное в нём – удобство использования. Лучше взять готовый шаблон, чем изобретать велосипед.


9. Соблюдайте баланс между базовыми
и экспериментальными моделями

Выбор ассортимента - это вопрос правильного баланса между базой и трендом, ядром бренда и коммерческими экспериментами. В среднем, на базовые модели приходится около 40% ассортимента, на ядро коллекции и тренд – еще около 40%. Eye-catchers (яркие модели, бросающиеся в глаза) и высокий тренд занимают не более 20%.

  • : Российскому дизайнеру надо быть готовым к тому, что разрабатывать модели он сможет на основе доступных тканей и фурнитуры, а не наоборот - подбирать ткань к придуманной модели. Привязка моделей к материалам означает необходимость большой закупки сырья. Пример: вы придумали модель, купили ткани на одну партию, модель пользуется спросом, а ткань у поставщиков закончилась – всё, повторить партию вы не сможете.

10. Пресекайте воровство со стороны продавцов

Пять технологий, с помощью которых продавцы одежды обычно обманывают работодателей:

    пробивают товары своим сообщникам по заниженной цене, как со скидкой;

    сканируют один товар, а продают другой;

    принимают на обмен более дешёвый товар с дорогой биркой и меняют на более дорогой;

    «подсортировывают» товар – то есть добавляют более дешёвые товары под видом дорогих или товары других марок под поддельными бирками;

    выписывают бумажные чеки, а не пробивают в кассе.

11. Правильно выбирайте налоговый режим

Если вы выбрали и собрались платить налог 15% с дохода после вычета расходов, то подумайте, точно ли вы сможете учитывать все свои траты? Часто локальные производители одежды покупают ткани и фурнитуру неофициально, часть расходов вообще не учитывается де факто. В этом случае лучше выбрать 6% с дохода, а по мере «легализации» бизнеса переходить на первый вариант.

Участие в платных фэшн-показах стоит от 100 тысяч до 2 миллионов рублей, не считая затрат на подготовку моделей. Показы дают PR и узнаваемость, но в целом – как сработаете. Если ваша цель – клиенты, то ориентируйтесь на локальные и региональные показы, если цель – PR, то эффективнее большие площадки. Ради PR и узнаваемости у отраслевой публики стоит участвовать в конкурсах дизайнеров. Не важно, выиграли вы или нет, о вас напишут как об участнике конкурса, вы познакомитесь с жюри, в котором сидят эксперты отрасли, узнаете больше о внутренней «кухне».

13. Планируйте пиар-активности

Пиар-стратегия должна прописываться на год вперёд – все PR мероприятия, выступления, график публикаций в социальных сетях, цели по прессе, работе с блогерами и знаменитостями. Это нужно, чтобы заложить расходы в бюджет, планировать движение образцов по журналам и воплощать имидж бренда последовательно, а не хаотично.

  • : Никогда не делайте что-либо на «отвали», даже посты в соцсетях. Пользователи чувствуют всё, любую халатность. Не превращайте соцсеть в мусорку. И фото, и описание товара должны быть на высоте – особенно, если единственный контакт с вашей продукцией покупатель имеет через интернет.

14. Узнавайте свою аудиторию

Смотрите на реальную аудиторию. Например, вы делаете одежду для юных девушек, а приходят к вам преимущественно женщины в возрасте 40+. Им, в отличие от девушек, ваша продукция нравится, но влезть в неё они не могут - нужен другой размер или посадка по фигуре (ретро-посадка).

  • : Люди любят общаться. Спрашивайте у людей, которые приобрели ваш товар, всё ли им понравилось. Был ли вежлив с ними менеджер или транспортная служба. Нравится ли им ярлычок на футболке и как они узнали о вашем бренде. От покупателей вы получите самые ценные замечания.

15. Сертификация – не обязательна

Сертификация одежды не является обязательной, если это не нижнее белье и не детская одежда.

  • : Сертификаты или декларации соответствия вам нужны для офлайновой розницы или работы с крупными магазинами, поэтому, если первые коллекции вы планируете продавать в своих интернет-магазинах и соцсетях, можно отложить вопрос сертифицирования.

16. За скидками – на улицу Сельскохозяйственная

Все спрашивают: где можно выбирать и закупать материалы мелким оптом со скидками? Улица Сельскохозяйственная в Москве вас спасёт.

17. Спрашивайте у подрядчика о его клиентах

При выборе мелкосерийного производства смотрите не только на сроки и цены, но и на то, для кого они шьют. Так можно отследить качество.

18. Не промахнитесь с ценой

«Дизайнерская» вещь по-российски стоит от 5000 рублей, по мировым стандартам – от 250 евро в рознице.


19. Привлекать ли инвестора: взвесьте все «за» и «против»

Инвестор нужен, когда вы уже реализовали несколько коллекций (3-4 сезона), но для расширения производства и PR-поддержки не хватает денег. Например, чтобы отшить большой тираж (в том числе для крупных партнёров, которые работают только на условиях реализации), чтобы выйти на международный рынок, оплатить участие в международной выставке. Органический рост – это хорошо, но медленно. Без инвестора рост может занимать от 5 до 10 лет, с инвестором – от 2 до 3 лет.

  • : Я уверен, что вариант постепенного развития – лучший. Не стоит сразу вкладывать деньги во всё, расставьте приоритеты.

20. Главное – бизнес-процессы

Стратегию бренда можно выстроить только на бизнес-процессах. Дизайн может быть их основой, а может и не быть, но без правильных бизнес-процессов любая идея, даже самая оригинальная, загнётся.

21. Тренды : plus size, домашняя одежда , silver market

Какие тренды я вижу в ближайшие 5 лет? Сейчас активно развивается ниша размеров plus size, однако рынок магазинов для этой среды ещё не сформирован, то есть спрос на дизайнерскую одежду есть, но дизайнерам по сути негде её продавать. Аналогичная история и с домашней одеждой – это очень перспективный рынок, но он только формируется.

Очень важной нишей становится silver market – рынок зрелых покупателей в возрасте старше 50 лет. Старение населения – мировой тренд, у этих покупателей есть средства, которые они могут потратить на себя. Но мода, в основном, по-прежнему ориентирована на молодых покупателей и в трендах, и в крое – например, на рынке очень не хватает изделий с ретро-посадкой.