» » Занимательные уроки по лепке фигурок из пластилина. Улитки из пластилина. Мастер-класс Лепим из пластилина для детей 3 лет

Занимательные уроки по лепке фигурок из пластилина. Улитки из пластилина. Мастер-класс Лепим из пластилина для детей 3 лет

Вы никогда не задавались вопросом, почему маленькие дети просто обожают лепить? Зачем ему это нужно? И что именно любят лепить дети? Ответы на все эти вопросы и многие другие можно найти в нашем разделе «Пластилин ».

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 2443 .
Все разделы | Пластилин, лепим из пластилина. Поделки

Фотоотчет в средней группе "Пластилинография " Ракета летит в космос " Техника пластилинографии доступна детям уже с младшего дошкольного возраста. Она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным...


В прошлой публикации от 5 мая я рассказывала о проведении мастер-класса - создание картины из пластилина «Пластилинография » на арт-фестивале на Академической даче художника имени И. Е. Репина (...

Пластилин, лепим из пластилина. Поделки - Фотоотчет изготовления работ по лепке с детьми раннего возраста «Пластилиновые заплатки»

Публикация «Фотоотчет изготовления работ по лепке с детьми раннего возраста...»
Лепка для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Её значение в развитии ребенка трудно переоценить. Она оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, является одним из средств познания мира и развития восприятия. Всем известно,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


4 мая 2019 года на Академической даче художника имени И. Е. Репина проходил уже ставший традиционным Арт-фестиваль «Пленэр на Академичке». Самые маленькие жители, их родители и гости Вышневолоцкого городского округа побывали в увлекательном мире вдохновения и искусства, где...

В этом мастер-классе предложена модель оригинальной пасхальной поделки – яйца, которое представляет собой пластилиновую аппликацию на картоне. Такое пасхальное яйцо из картона и пластилина можно сделать вместе с детьми в детском саду. Цель: знакомить детей с историей праздника...


Конспект круглого стола по художественной лепке в старшей группе - пластилинография Тема: «Украшение пасхального яйца» Цель: украшение пасхального яйца. Задачи: -Продолжать осваивать технику пластилинографии; -развивать мелкую моторику рук, фантазию, индивидуальные творческие...

Пластилин, лепим из пластилина. Поделки - Пластилинография «Полезный лук»


Пластилинография "Полезный лук" Цель: развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать по средствам пластилинографии изображение зеленого лука. Задачи: - заинтересовать творчеством, развивать художественные навыки; - формировать представление детей о луке;...

Электронный кулинарный мастер-класс для детей «Пластилиновые рецепты» Цель и задачи игровой деятельности Цель: Способствовать освоению навыков правильного, здорового питания, как составной части здорового образа Задачи: Воспитывать у детей осознанное отношение к своему питанию. Расширять знания детей о разнообразии продуктов Воспитывать...

Волшебный мир пластилина. Обратная пластилинография. Сегодня в цивилизованных странах нет ни одного человека, который бы не знал о пластилине и хотя бы раз не держал этот материал для рукоделия в своих руках. С лепкой из пластилина многие из нас знакомы еще с детского сада, и в...

Вот такую композицию из пластилина сделала воспитанница средней специальной группы к празднику. Для этого понадобились следующие материалы: -пластилин и стека -голубой картон -красная цветная бумага -шаблон яйца -простой карандаш -клейстер -ножницы Приступаем к выполнению: в...

Для начала давайте определимся, что же такое ? Это такой вид изобразительного творчества, когда из определенного материала (в нашем случае из пластилина) создают некие объемные композиции. Особенно интересна она детям. Они с большим энтузиазмом лепят целый мир, который очень похож на настоящий. При этом творчество развивает воображение малыша и побуждает его даже придумывать с их участием свои маленькие спектакли. Для того чтобы понять, как это работает, вспомните пластилиновые мультфильмы, которые так нравились нам в детстве.

Лепка – это универсальное творение, которое можно не только трогать, щупать, играть с ним, но и видоизменять в зависимости от фантазии и умения. Это умение напрямую зависит от того, как ребенок владеет своими руками. Осваивать лепку можно самостоятельно, что очень хорошо для детей.

Если взять маленький комочек этого пластичного материала и дать его маленькому ребенку, то он может создать бесконечное количество фигурок и форм. Их количество зависит от фантазии малыша. Но, не смотря на это, опытный педагог может развить способность к лепке и показать, насколько она интересна и занимательна. В этом разделе вы найдете поделки, которые вполне может сделать ваш ребенок самостоятельно, так как работы, которые здесь представлены выполнены детьми дошкольниками. На примере детей, которые ходят в детский сад, вы можете воссоздать «пластилинового ослика», «Дракошу из пластилиновых шариков», слепить «бабочку», освоить пластилинографию создавая «открытку ко Дню победы» и многое другое.

Лепка — это не только полезное для развития мелкой моторики, но и необыкновенно интересное занятие для детей. В процессе лепки ребенок может воплотить свои фантазии, а игрушки, сделанные своими руками, порадуют как самого малыша, так и его родителей. В статье собраны интересные идеи для занятий лепкой с детьми до 2 лет, 2-4 лет, 4-6 лет.

Лепка из пластилина для детей до 2 лет: идеи для занятий

Нередко знакомство малышей с пластилином или другими материалами для лепки начинается очень рано — примерно с 1-1,5 лет. Главное правило при работе с этими материалами, которое должен усвоить ребенок, связано с тем, что пластилин нельзя не брать в рот.

Как проводить первое знакомство малыша с пластилином: несколько советов для родителей

  • Сначала малыш должен потрогать пластилин, а дальше нужно научить его простейшим манипуляциям с этим материалом. Покажите ребенку как отщипнуть кусочек, скатать шарик, надавить на шарик, размазать пластилин и затем предложите ему проделать самостоятельно эти действия с материалом для лепки.
  • На пластилине также можно оставлять следы различными фигурками животных, а после сравнивать с малышом эти следы по размеру и форме.
  • После того, как некоторые приемы работы с пластилином будут освоены малышом, можно сделать с ним картину с элементами лепки, используя приобретенные навыки на практике. Для этого нужно взять готовую картинку и сделать на ней объемные детали пластилином. Например, хвостики мышкам, белые точки на мухоморе или другие. Это задание малыши выполняют с удовольствием.
  • Когда малыш научится простейшим манипуляциям с пластилином, можно смело приступать к первым поделкам. Начинать лучше с фигурок животных.

Поделка из пластилина «Ежик НЮХ»

Попробуйте сделать с малышом ежика. Для поделки приготовьте:

  • коричневый пластилин;
  • небольшой кусочек черного пластилина;
  • гречневую крупу;
  • стек (нож);
  • доску.

Ход работы:

  1. Скатать 1 шарик из коричневого пластилина для туловища ежика и 3 маленьких шарика для носика и глаз ежика.
  2. Вытянуть одну сторону шарика, чтобы получился острый носик.
  3. Взять один маленький шарик черного цвета и сделать из него носик для ежика.
  4. Из двух оставшихся шариков черного цвета сделать ежику глазки.
  5. Взять гречку и по крупинки ряд за рядом сделать колючки для ежика.
  6. Ежик готов.

Что лепить из пластилина с детьми 2-4 лет: примеры поделок

Поделка «Летающая тарелка для любителей космоса»

Материалы, инструменты для лепки:

  • пластилин синего, голубого, белого, оранжевого, розового цвета;
  • стек;
  • доска.

Ход работы:

  1. Скатываем 2 больших шара синего и голубого цвета, несколько маленьких шариков из белого, оранжевого и розового пластилина, а также делаем 3 небольшие колбаски синего цвета.
  2. Сплющиваем низ у больших шаров и соединяем их между собой. Получилось основание летающей тарелки.
  3. К основанию тарелки прикрепляем 3 колбаски, которые будут служить опорой для летающей тарелки.
  4. Маленькие шарики разных цветов сплющиваем и прикрепляем на тарелку, чтобы получились иллюминаторы.
  5. Летающая тарелка готова к путешествию по разным планетам.

Поделка « Колобок-румяный бок на лесной поляне»

Материалы и инструменты:

  • пластилин желтого, красного, черного, зеленого цвета;
  • еловые, сосновые шишки;
  • нож для резки пластилина;
  • доска.

Ход работы:

  1. Нужно скатать 2 больших шарика желтого и зеленого цветов, 4 маленьких шарика желтого цвета, 2 маленьких шарика черного цвета и тоненькую колбаску красного цвета.
  2. Из желтого большого шарика нужно сформировать туловище колобка.
  3. Из маленьких шариков желтого цвета формируются сначала ноги, а затем и руки колобка.
  4. Из маленьких черных шариков нужно сформировать глазки колобка.
  5. Из тоненькой колбаски сделать роток.
  6. Колобок полностью готов.
  7. Большой зеленый шарик нужно раскатать и сделать из него тропинку. На тропинку можно посадить колобка.
  8. По краям тропинки посадить деревья из сосновых и еловых шишек, предварительно окрашенных краской.
  9. Колобок — румяный бок готов катиться по лесной тропинке.

Животные из пластина: поделка «Хрюшка Немо в море»

Материалы:

  • пластилин розового, синего, черного цвета;
  • нож для резки пластилина;
  • доска.

Ход работы:

  1. Нужно сделать 2 больших шара из розового и синего пластилина, а также 9 небольших шариков розового цвета, 2 малюсеньких шарика черного цвета.
  2. Большой шарик синего цвета нужно сплющить и сделать из него синее море.
  3. Из большого шара розового цвета нужно сделать туловище свинки и поместить его в «море».
  4. Из четырех маленьких розовых шариков нужно скатать 4 колбаски и прикрепить к туловищу свинки – получатся ноги. На ногах хрюшки можно сделать небольшие полоски.
  5. Еще из двух маленьких розовых шариков нужно сделать для хрюшки Немо глаза. Из черного пластилина сделать зрачки и прикрепить их к глазам хрюшки.
  6. Из двух оставшихся розовых шариков нужно сформировать ушки и прикрепить их к свинке.
  7. Получилась забавная хрюшка «Немо», купающаяся в море.


Л епка для детей 4-6 лет: 2 мастер-класса

Поделка из пластилина «Пальма на зеленом островке»

Материалы:

  • пластилин зеленого, серого, бордового, темно-зеленого, оранжевого цвета;
  • доска;
  • стек.

Способ изготовления:

  1. Чтобы сделать пальму, нужно скатать 1 большой шар зеленого цвета, 2 толстых колбаски серого и бордового цветов, 5 расплющенных колбасок темно-зеленого цвета и 9 маленьких шариков оранжевого цвета.
  2. Из зеленого большого шара нужно сделать остров, на котором и будет расти пальма.
  3. Колбаски серого и бордового нужно разрезать на небольшие шайбочки, из которых будет формироваться ствол пальмы.
  4. Поочередно нужно скрепить шайбочки друг с другом. Ствол пальмы готов.
  5. Из сплющенных колбасок темно-зеленого цвета нужно сформировать листья для пальмы и прикрепить их стволу.
  6. Оранжевые шарики нужно прикрепить к пальме – это кокосы, растущие на дереве. Несколько таких шариков надо прикрепить на острове (это будут уже созревшие кокосы, упавшие с пальмы).
  7. Пальма на зеленом островке готова.


Поделка «Доблестный средневековый рыцарь»

Материалы:

  • черный и серый пластилин;
  • доска, стек.

Алгоритм выполнения поделки:

  1. В первую очередь нужно приготовить «запчасти» для рыцаря. Из черного пластилина нужно сделать цилиндр, 8 колбасок, 1 шарик среднего размера и 6 маленьких шариков, 2 конуса – один больше, другой поменьше.
  2. Из серого пластилина необходимо сделать 1 тонкий блинчик и 2 маленьких блинчика.
  3. Сначала нужно сделать руки и ноги рыцаря, для этого необходимо соединить колбаски между собой при помощи шариков. К ногам прикрепить маленькие блинчики серого цвета.
  4. Затем нужно сделать туловище рыцаря. Для этого цилиндр соединяем с черным конусом большего размера. Прикрепляем ноги.
  5. Далее прикрепляем к туловищу руки.
  6. Осталась голова рыцаря. Большой черный шарик соединяем с цилиндром поменьше. Получается голова с воротником.
  7. На сером блинчике нужно сделать прорези и прикрепить его на голову рыцаря. Получится забрало. Рыцарским шлем можно украсить пером.
  8. Далее нужно соединить голову и туловище.
  9. Чтобы получился по-настоящему доблестный средневековый рыцарь нужно вручить ему копье из стержня ручки с наконечником из серого пластилина.
  10. Рыцарь готов к рыцарскому турниру, устроенному королем.


К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.

В данном пособии мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом. Эти занятия способствуют реализации следующих задач: приобщение ребенка к окружающей красоте; развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем он сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, если предлагать ребенку другие способы достижения желаемого. Тогда он будет понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если малыш хочет вылепить снеговика, а у него не получается, предложите вместе с вами нарисовать его.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсьте их дополнительным материалом.

Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения. А на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать его внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с малышом в игру «Что изменилось?» (положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно спрячьте одну из них или поменяйте игрушки местами). Ищите как можно больше способов привлечь ребенка к доведению задания до логического конца (например: «Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много друзей, и некоторым может не хватить грибов» или «Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибежит лиса и съест его»).

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.

На занятиях по лепке дети 3–4 лет лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки:

Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;

Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.

Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 3–4 лет:

Скатывание круговыми движениями рук (шарики, мячи);

Раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);

Надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точки на шляпке мухомора);

Растягивание надавленных шариков на картоне (осьминоги, звезды);

Прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);

Сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);

Сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и туловище снеговика);

Нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок).

Вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из ее туловища);

Вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка).

Для занятий по лепке из глины и пластилина заранее заготовьте природный материал (половинки скорлупок грецких орехов, скорлупу фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис) и дополнительный материал (пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, нитки, баночки от йогурта).

Для аккуратной работы с пластилином и глиной у каждого ребенка должна быть дощечка-подкладка и тряпочка, которой он будет вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.

Если у вас нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто (для теста нужно смешать полстакана соли, полстакана муки, полстакана воды и одну чайную ложку подсолнечного масла). Готовое изделие из теста нужно просушить с двух сторон на теплой батарее, а потом раскрасить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4 годам:

Испытывает интерес к лепке из пластилина и глины;

Знает свойства глины и пластилина;

Использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев);

Передает в лепке различие предметов по величине;

Раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями ладоней;

Соединяет концы раскатанной колбаски в кольцо;

Сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук;

Умеет украшать вылепленный предмет из глины, используя палочку с заостренным концом (спичку) или стеку;

Умеет доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала;

Сочетает в поделке лепку из пластилина и природный материал;

Умеет лепить различные предметы из 1–3 частей, соединяя их путем прижатия и примазывания друг к другу;

Умеет наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность;

Умеет аккуратно пользоваться глиной и пластилином: не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке.

Если ребенок не умеет делать что-либо из вышеперечисленного, не переживайте. У вас еще будет время наверстать упущенное.

Дарья Николаевна Колдина

Лепка с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.

В данном пособии мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом. Эти занятия способствуют реализации следующих задач: приобщение ребенка к окружающей красоте; развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем он сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, если предлагать ребенку другие способы достижения желаемого. Тогда он будет понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если малыш хочет вылепить снеговика, а у него не получается, предложите вместе с вами нарисовать его.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсьте их дополнительным материалом.

Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения. А на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать его внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с малышом в игру «Что изменилось?» (положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно спрячьте одну из них или поменяйте игрушки местами). Ищите как можно больше способов привлечь ребенка к доведению задания до логического конца (например: «Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много друзей, и некоторым может не хватить грибов» или «Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибежит лиса и съест его»).

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.

На занятиях по лепке дети 3–4 лет лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки:

Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;

Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.

Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 3–4 лет:

Скатывание круговыми движениями рук (шарики, мячи);

Раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);

Надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точки на шляпке мухомора);

Растягивание надавленных шариков на картоне (осьминоги, звезды);

Прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);

Сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);

Сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и туловище снеговика);

Нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок).

Вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из ее туловища);

Вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка).

Для занятий по лепке из глины и пластилина заранее заготовьте природный материал (половинки скорлупок грецких орехов, скорлупу фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис) и дополнительный материал (пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, нитки, баночки от йогурта).

Для аккуратной работы с пластилином и глиной у каждого ребенка должна быть дощечка-подкладка и тряпочка, которой он будет вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.

Если у вас нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто (для теста нужно смешать полстакана соли, полстакана муки, полстакана воды и одну чайную ложку подсолнечного масла). Готовое изделие из теста нужно просушить с двух сторон на теплой батарее, а потом раскрасить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4 годам:

Испытывает интерес к лепке из пластилина и глины;

Знает свойства глины и пластилина;

Использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев);

Передает в лепке различие предметов по величине;

Раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями ладоней;

Соединяет концы раскатанной колбаски в кольцо;

Сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук;

Умеет украшать вылепленный предмет из глины, используя палочку с заостренным концом (спичку) или стеку;

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с разнообразными материалами. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в лепке.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Дарья Николаевна Колдина
Лепка с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий

От автора

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку: покатать по столу самодельный мячик, покормить ежика изготовленными грибами. Ребенок с удовольствием рассказывает, что он вылепил, что может делать этот предмет, какой цвет он выбрал для своей поделки.

В данном пособии мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 3–4 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом. Эти занятия способствуют реализации следующих задач: приобщение ребенка к окружающей красоте; развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке различных материалов, которые в дальнейшем он сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по лепке с детьми 3–4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, если предлагать ребенку другие способы достижения желаемого. Тогда он будет понимать, что из любой ситуации должен быть выход. Например, если малыш хочет вылепить снеговика, а у него не получается, предложите вместе с вами нарисовать его.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или наоборот сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим дополнительным материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки пирожков (шариков) из пластилина, а затем украсьте их дополнительным материалом.

Если ребенок быстро устает, не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения. А на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать его внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с малышом в игру "Что изменилось?" (положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно спрячьте одну из них или поменяйте игрушки местами). Ищите как можно больше способов привлечь ребенка к доведению задания до логического конца (например: "Давай слепим для ежика еще немного грибов, у него в лесу очень много друзей, и некоторым может не хватить грибов" или "Давай доделаем домик и поселим в него зайчика, а то сейчас прибежит лиса и съест его").

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.

На занятиях по лепке дети 3–4 лет лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки:

Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;

Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.