» » Мы в песочнице играем. Опыт с кинетическим песком Основные характеристики детского экспериментирования

Мы в песочнице играем. Опыт с кинетическим песком Основные характеристики детского экспериментирования

Наш Макар подрастает и все чаще и серьезнее вовлекается в экспериментальную деятельность.

Малыш уже пошел в ясли, где с ребятами занимаются воспитатели. Недавно прошло занятие с песком в рамках проекта “Волшебный песок”. Представляете, на улице зима, а мы играли в песочнице:yahoo:

Воспитатель Лариса Дамировна пригласила родителей на занятие. Проходим мы в группу, а там стоят наши малявочки, смотрят на нас и еще пытаются поздороваться (не все ведь еще умеют говорить). Детки взяли стульчики, присели за стол, и началась игра…

В дверь кто-то постучал, а потом заглянул зайчик Степа, держа в лапках баночку с сухим песком . Конечно, зайка не знал, что это у него в банке и стал спрашивать малышей. Ребята ему отвечали. Воспитатель рассказала, что сухой песок светлый, теплый и сыпучий . Макарке очень понравилось слово “сыпучий”, и он еще много раз его повторял.

А потом началось счастье. Воспитатель поставила перед детишками подносы, насыпала песок, разложила на столе формочки и совочки. Пока все это происходило, успели поговорить о цветах и размерах стаканчиков.

Затем последовало задание с подвохом: предложили сделать куличики из сухого песка… А не получилось. Тут же объяснили игрушечному зайцу, что куличи можно лепить только из мокрого песка.

Но неожиданно подул ветер и наши детишки превратились в песчинки и стали кружиться по комнате, а когда ветер стих, то присаживались на корточки. Макар отказался играть, но дул ветерком с удовольствием.

После подвижной игры малыши пересели за другой столик, где воспитатель с помощью лейки с водой превратила сухой песок в мокрый .

И дети увидели, что песок стал мокрый, темный, холодный . А после того, как все запустили ручки в емкость с песком, то еще и сделали открытие, что из него теперь можно лепить.

И конечно, тут детишек не остановить – стали делать куличик, забыв о подносах для этого предназначенных. Некоторые сорванцы, включая Макара, делали это прямо на столе.

Таким малявочкам (2-3 года) не нужно сложных экспериментов, они искренне удивляются простым вещам! Так, Лариса Дамировна провела опыт с водой. В стакан с чистой водичкой насыпала немного песка, и вода сразу стала мутной и темной, а Макар на своем языке добавил, что еще и грязной. :yes: Все просто, а на глазах детей произошло настоящее превращение!

Перед ребятами опять поставили подносы с просеянным песком и предложили поиграть в “Необыкновенные следы”

1. «Идут медвежата» - ребята приготовили кулачки с силой надавливали на песок.


2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяли по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.


3. «Ползут змейки»-а теперь пальцами рук делали поверхность песка волнистой.


4. «Бегут жучки-паучки» - ребята двигали всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Эта игра мне очень понравилась, потому что, играя с манкой дома, мне в голову приходило только рисование солнышка и домиков, а здесь уже что-то новенькое!

Потом зайка Степа ушел, получив необходимые ему знания о сухом и мокром песке, но пришла новая гостья – кукла Катя. Надо сказать, что мне захотелось стать маленькой девочкой, чтобы с ней поиграть.

Оказалось, что кукла очень голодна, и она попросила приготовить ей пирожков. Малыши с радостью приступили к приготовлению. Только на столе уже был не простой песок, а волшебный. Многие, наверное, уже видели этот полимерный песок, который чудесно лепится, но рассыпается, если на него не оказывать давления. Чем-то он по свойствам напомнил мне неньютоновскую жидкость , хотя это совсем и не жидкость).

Детишкам явно понравилось возиться с волшебным песком, и для куклы Кати были приготовлены и пирожки, и блинчики. В производстве блинов отличился Макарка. Благодарная кукла, наевшись пирожков, попрощалась с ребятами и угостила их конфетками. Но перед тем, как кушать, малыши пошли мыть ручки.

А я, воспользовавшись тем, что Макар занят мытьем рук, убежала домой, потому что мой малыш все еще плачет, когда видит, что мама уходит.

Такое чудесное экспериментально-исследовательское занятие прошло в нашей ясельной группе “Бабочки”.

Большое спасибо воспитателям!

Сегодня вместе с Веселой наукой вы изучили и освоили несколько полезных, развивающих и познавательных игр для детей раннего возраста (от 2-х до 5 лет). А также изучили свойства песка и поняли что из сухого печка куличики не получаются.

А вы заметили, как отреагировал ваш ребенок на добавление воды в песок? Ему понравилось? Тогда давайте продолжим развивающие игры с водой, льдом и даже снегом. Не будем ждать зимы и поиграем в игры со льдом прямо сейчас. Читайте далее — «Игры со льдом для маленьких ученых ». Пишите ваши пожелания. Делитесь отзывами и эмоциями о проведенных опытах.

Очень жду комментарии!

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!

Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать онлайн-видео, видео приколы, видео скрытой камеры, художественные фильмы, документальные фильмы, любительское и домашнее видео, музыкальные клипы, видео про футбол, спорт, аварии и катастрофы, юмор, музыка, мультфильмы, аниме, сериалы и многие другие видео совершенно бесплатно и без регистрации. Конвертировать это видео в mp3 и другие форматы: mp3, aac, m4a, ogg, wma, mp4, 3gp, avi, flv, mpg и wmv. Онлайн Радио - это радиостанции на выбор по странам, стилям и качеству. Онлайн Анекдоты - это популярные анекдоты на выбор по стилям. Порезка mp3 на рингтоны онлайн. Конвертер видео в мп3 и другие форматы. Онлайн Телевидение - это популярные TV каналы на выбор. Вещание телеканалов производится абсолютно бесплатно в режиме реального времени - эфир онлайн.

Ольга Смолина
Опыт работы на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника»

Педагогический опыта по теме : «Кинетический песок- как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника »

Срок работы по данному направлению 6 месяцев.

Опыт моей работы называется : «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника ».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся назвать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир , поэтому приоритет в работе с детьми лучше отдавать практическим методам обучения : экспериментам, проектам, опытам .

Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте с практической и игровой деятельностью. Также в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка . Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает . Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается , её необходимо развивать .

Нельзя забывать о роли общения в формировании личности детей. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияние на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Практически в каждой группе любого детского сада находятся дети, которых называют «трудные» . К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревожные и замкнутые. Работая с такими детьми , педагогу необходимо приложить массу усилий и изобретательности для того, чтобы заинтересовать и организовать их. Работа с песком- одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В процессе игры с песком ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания . Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Песочная терапия- это прежде всего возможность самовыражения. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит …Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов . А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка .

В своей работе с детьми я предпочла работу с кинетическим песком . Дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок , но как только берёшь его в руки - проявляются его необычные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – "текуч". До него дотрагиваешься, песок "движется", "оживает", течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Может использоваться как расслабляющее средство . С кинетическим песком можно работать на любой поверхности. Просыпанный на пол материал не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно. Песок абсолютно безвреден , обладает антибактериальными свойствами не содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада. Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком .

Для работы я остановила свой выбор на космическом песке. Было приобретено 3комплекта цветного песка, по 1 кг в каждом. Для каждого комплекта песка имеется надувная песочница . Количество песка, используемого во время игр и занятий, зависит от формы проведения (индивидуально или фронтально, а также от направления работы .

Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки либо деревянные шпатели, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по лексическим темам. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе работы с песком :

Человеческие персонажи;

-здания : дома, школы, церкви, замки;

-животные : домашние, дикие, доисторические, морские и пр. ;

-машины : сухопутные, водные, космические, боевые;

-растения : деревья, кусты, цветы, овощи и пр. ;

-постройки : мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

-естественные предметы : ракушки, ниточки, камни, яйца и пр. ;

-символические предметы : источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др. ;

-сказочные герои : злые и добрые;

Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

Набор игрового оборудования хранится в пластиковых контейнерах и располагается на полках. Коллекция постоянно пополняется, периодически обрабатывается. Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например : релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста .

Теперь у нас есть все, чтобы отправиться вместе с детьми в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр .

В своей работе я стараюсь использовать различные формы и методы песочной терапии на основании следующих принципов воспитания и обучения : -создание стимулирующей среды , в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность;

Спонтанность проявлений ребёнка во время игр с песком;

Исключение негативной оценки действий и результатов ребёнка;

Максимальное поощрение фантазии и творческого подхода;

Проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов; -доброжелательное отношение к детям.

Система занятий с кинетическим песком сочетает в себе несколько методов воздействия : песочная терапия – способствует самовыражению, даёт средства для разрешения кофликтов и передачи чувств; сказкотерапия –сказки в увлекательной форме и доступными словами показывают детям окружающий мир,поступки людей, выбирают критерии нравственных ценностей, помогают ребёнку ощутить себя творцом и создателем; игротерапия- является частью целого комплекса различных воздействий на ребёнка.

Создание композиций из кинетического песка предполагает различные способы познания : 1)сравнение по контрасту и подобию (холодный-тёплый, гладкий- шершавый) ; 2)исследовательская деятельность : потрогать,надавить, растереть, рассыпать песок ; 3)рассуждение; 4) обобщение и описание.

Основными задачами являются : 1. Совершенствование умений и навыков практического общения. 2. Снижение уровня тревожности. 3. Развитие фантазии и образного мышления. 4. Способствование проявлению эмпатии. 5. Снижение психоэмоционального напряжения .

Работу с кинетическим песком я начала в 2016 году, когда мы с детьми перешли в среднюю группу . Мы познакомились с кинетическим песком и с игрушкой-посредником . Им оказался житель страны песочных игр Песочный человек . Песочный человек пригласил детей поиграть с песком, но обозначил некоторые правила поведения.

Здесь нельзя толкаться, драться

И песком в друзей кидаться!

Можно мять песок , катать,

Можно сказки сочинять.

Строить, рисовать, лепить,

И, конечно, говорить!

Дети с большим восторгом восприняли новый материал. С удовольствием мяли песок , создавали новые необычные формы, придумывали и строили свои миры. Некоторых дошкольников тактильные прикосновения к космическому песку при первых пробах зачаровывали, они не могли оторваться, подолгу просто перебирали песчинки. Я просила детей описать свои впечатления от знакомства с космическим песком. Спрашивала, на что он похож, что напоминает? Подбор упражнений на песке :

- «походить» ладошками по песку , оставляя свои следы;

- «поездить» ладошками или ребром ладони , выполняя зигзагообразные и круговые движения;

Создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь) ;

Сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;

- «просеять» песочек между пальцами .

Процесс знакомства с песком растянуться на несколько дней. Каждый вечер ребята просили снова и снова поиграть с чудо – материалом. Далее, через организацию базовых игр, мы изучили свойства кинетического песка .

Я отметила, что в процессе применения игр с кинетическим песком сформировались доверительные отношения, стабилизировался эмоциональный фон , и появилась положительная мотивация к новому предмету для изучения. Также к нашей работе мы подключили родителей. Дети с большим восторгом рассказывали дома о кинетическом песке , поэтому родители проявили искреннюю заинтересованность.

Работа с родителями включила в себя :

привлечение к приобретению атрибутов, изготовлению персонажей для игр с песком;

консультация на стенде «Тайны кинетического песка » ;

индивидуальная консультативная работа .

В результате нам удалось установить партнёрские отношения с семьями и объединить усилия для развития и воспитания детей .

Среди педагогов дошкольного учреждения направление моей работы так же нашло понимание и поддержку. В каждой группе есть дети, которым трудно сидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности в работе воспитателя . Поэтому были проведены консультации, индивидуальные беседы.

Таким образом, опыт работы показал , что кинетический песок является тем эффективным средством , который позволяет :

1) сформировать доверительные, партнерские отношения;

2) гармонизировать эмоциональное состояние ребёнка

3) дольше сохранять работоспособность ребенка ;

4) формировать коммуникативные навыки;

5) развивать тактильно- кинестетическую чувствительность и мелкую моторику;

6) активизировать потенциальные творческие способности ребенка. В заключении, следует отметить, что применение игр с кинетическим песком нельзя рассматривать как самостоятельный и самодостаточный метод развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника . Его использование, скорее всего, выступает в качестве вспомогательного средства , но позволяющего стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон .

Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог, когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого внимания.

ММО 12.12.17г.

Что такое кинетический песок?

Кинетический песок это такая субстанция, которая по виду и на ощупь, похож на обычный песок, но обладает великолепной пластичностью и отлично удерживает форму, которая со временем оседает и растекается, расползается, имеет определенную текучесть. Он чем-то похож на влажный песок, только вместо воды у него 2% связующее вещество (синтетическая силиконовая добавка E900 ), а остальное настоящий кварцевый песок.

Сейчас на рынке предоставлен широкий ассортимент товаров:

  • Умный песок Kinetic sand (Швейцария).
  • Космический песок (Россия).
  • Живой песок Living Sands (Южная Корея). (Помимо песка добавлен аромат, и дробленый ракушечник)

Песок рассыпается во время лепки, и сохраняет высокую пластичность. Кроме того, он не прилипает к пальчикам, и всё время остаётся как-будто влажным.

Свойства кинетического песка.

Свойства кинетического песка обладает целым рядом достоинств:

  • чистотой — перед добавлением полимера обычный песок тщательно просеивают и дезинфицируют, добавляя антисептическую добавку, которая не дает развиваться бактериям в песке, чтобы избежать любых неприятных последствий для детей;
  • постоянной влажностью — полимер, служащий увлажнителем и связующим, не высыхает и делает массу песка чрезвычайно пластичной, удобной для лепки;
  • удобством для домашних игр — песок можно держать в специальном поддоне (песочнице) для лепки либо высыпать прямо на стол, а после игры без труда убрать обратно в банку/коробку;
  • разнообразием — песок может обладать природной окраской или быть разноцветным;
  • стабильностью свойств — если песок случайно намочить, то после испарения воды он восстанавливает свои свойства;
  • долговечностью — купленное малышу ведёрко песка сохраняет свои динамические свойства всё время, пока ребёнок не вырастет.

Цели и задачи при игре с кинетическим песком.

Лепка из кинетического песка чрезвычайно полезна детям первых лет жизни. В процессе игры с песком они пополняют багаж своих тактильных ощущений и развивают мелкую моторику пальчиков.

В нашей группе мы реализуем следующие цели :

  1. развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи ;
  2. развитие сосредоточенности , концентрации внимания.

Задачи:

  1. укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
  2. обеспечивать эмоциональное благополучие;
  3. расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия способствовать успешной адаптации в коллективе;
  4. стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности;
  5. развивать психические процессы детей, познавательные способности;
  6. развивать мелкую моторику;
  7. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  8. воспитывать умение общаться друг с другом.

Наши игры.

В нашей группе мы обычно играем с песком в утренние и вечернее время, когда детей не очень много. Так, как еще дети не очень придерживаются правил - играть аккуратно и нельзя выносить песок за пределы подноса. Коллеги, вы сами знаете, когда дети заигрываются, то забывают обо всем.

Мы просто играем и играем в игры:

  • Знакомство с песочком

Цель : знакомство со свойствами кинетического песка .

Давайте поздороваемся с песочком. Посмотрите, какой он? Как будто живой, посмотрите, как он убегает из моих рук. Давайте сожмем его в кулачке, разожмите, ой, что получилось?

  • «Мы - кондитеры»

Цель : продолжать знакомить со свойствами .

Для этой игры мы используем формочки для выпечки пирожных, формочки для печений и простые формочки для песка . Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры.

  • «Кнопочки»

Цель : закреплять представление о свойстве кинетического песка - держать форму ; развитие сосредоточенности , концентрации внимания, аккуратности.

На песке с помощью отпечатков конструктора Lego, распределяем следы по всему подносу. Дети сосредоточенно нажимают на каждую кнопочку, вдавливая её.

  • С помощью кинетического песка играем в игру «Кто спрятался?»

Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.

Воспитатель перед детьми раскладывает 3-4 игрушек. Спрашивает, про каждую игрушку, что это за игрушка, а затем ставит ширму и прячет одну игрушку под кинетическим песком. Кинетический песок поделен на три - четыре холмика.

Какой игрушки не хватает? Дети называют, какой игрушки нет.

А куда спряталась игрушка? Ищет под каждой горкой, что очень радует детей, когда находится она.

Игру можно усложнить:

Увеличить количество игрушек;

Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Играть можно 2-3 раза в неделю.

Заключение.

В нашей группе девочек -7, мальчиков - 15.

В среднем посещают детский сад 15-16 человек.

На данный момент Адаптация протекает:

  • В легкой степени - 64%
  • В средней степени -23%
  • В тяжелой степени -4,5%
  • Вновь прибывшие -9%.

А недавно у меня заговорил один ребенок, а я за него переживала больше всего.

Помогите мне сделать вывод. Мне не с чем сравнивать. Я хочу у Вас спросить. По этим данным, как идет у нас адаптация?

Работа с кинетическим песком (из опыта работы)

Для малыша песок – это прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг. Интерес к песку удерживается тем, что не поддается «овладению». Малыш его берёт, а он утекает, лепит форму, а она легко разрушается. Детей привлекает тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности. Песок обладает свойствами пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует эмоциональное состояние, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во - первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «Тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»

В третьих, в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.

В - четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. В пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

В нашем саду, как вы знаете, также есть очень интересное направление песочной терапии – использование и применение кинетического песка, ведётся для малышей кружок «Волшебный песок». Много игр и заданий я взяла из книг Грабенко Т.М. , Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, и развивающие и адаптирующие игры», и Н.В. Зеленцовой – Пешковой «Элементы песочной терапии».

Кинетический живой песок (который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и селиконового полимера 2%, связывающей его частицы между собой. Он приятный на ощупь, безопасен для детей, воздушный, рассыпчатый, отлично лепится, не засыхает, не оставляет пятен, не прилипает к рукам.

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал . Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

2.

3.

В конце занятия

Все вместе

Приведу пример занятий , которые состоят из упражнений.

Занятие: « Осенняя картина»

Задачи: развитие внимания, координации движений, моторики рук, тонких тактильных ощущений, формировать представления об осенних явлениях.

Я от имени Феи здороваюсь с детьми, знакомлюсь с ними.

Я песочная фея. Сейчас я покажу тебе песочную страну. но прежде чем туда попасть нужно знать правила игр с песочком (говорит о ритуале,правилах поведения) Давайте поздороваемся с песочком:

Упражнение «Здравствуй песочек»

цель : снижение психологического напряжения

Фея просит «нежно», а потом «сильно» поздороваться с песочком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребёнок дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.

Ребёнок легко, с напряжением сжимает кулачки с песком, затем тыльной стороной ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями.

Песочек в ответ тоже хочет поздороваться посыпать на твои пальчики «песочный дождь»

2. Какое у нас сейчас время года? (осень) Фея кладёт на песок тучку или рисует, часто идёт дождь и мочит землю. Проведём линии от тучки вниз, на землю. Идёт дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка.

Выход: Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть.

2 Занятие «Дорожки к домикам»

Цель: развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие умений выполнять действия по инструкции, формирование представлений о цвете предметов: (умение самостоятельно называть цвет, выделять по названию, соотносить предметы по цвету).

Песочная Фея здоровается с детьми приглашает к песку и напоминает правила или спрашивает о них детей. «Я приглашаю вас в песочную страну»

1 Упражнение «Отпечатки» цель: снижение психофизического напряжения.

На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый делают отпечатки кистей рук, внутренней стороной, вдавив руку в песок и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребёнку о своих ощущениях: «Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки, а что чувствуешь ты?

Посмотрите, кто это спрятался в песочке? (это мышка и зайчик)

в песочной стране подул сильный ветер, и дорожки к их домикам замело. Давай поможем жителям песочной страны попасть в свои домики. У мышки красный домик и дорожку мы будем строить красную, у зайки синий домик, и дорожка будет синяя. Ну вот дорожки построили, можно мышку с зайкой проводить домой. (дети обыгрывают постройку: мышка от радости запищала пи-пи-пи. побежала по дорожке, зайка прыгал к домику прыг- скок!)

А сейчас игрушки сложили на место!

Давайте попрощаемся с песочком и песочной страной и скажем песочку слова: «В ладошки наши посмотри, мудрее стали мы, спасибо милый наш песок ты всем нам подрасти помог!»

3 занятие: «Песочные прятки»

цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, продолжать знакомить детей с домашними животными (кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза)

Фея здоровается напоминает правила игр с песком и приглашает в песочную страну

1 упражнение «Ныряние»

Погружение в песок рук (заныривание ладонями) руки двигаются сверху вниз. можно одной и двумя руками. «Два пловца, два удальца, в море синее ныряют, два пловца два удальца в море ножками болтают.»

2 упражнение «Дворник» Закапывание в песок одной руки, другой поглаживающими движениями («наметаем» песок одной ладонью на другую) и наоборот, осторожное очищение ладошки от песка. «Выходит дворник из ворот и словно кисть, метлу берёт. и эту улицу и ту метлой раскрасит в чистоту!

3 упражнение «Тесто» поочерёдные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения ребрами ладоней по песку, похлапивание ладоням по песку. « С мамой тесто мы замесим, чтоб испечь пирог нам вместе. Нужно тесто поразмять, нужно тесто нам намять, нужно тесто порубить и немножечко побить»

Фея приглашает поиграть детей: «В моей стране живёт много разных животных. Хотите узнать их?

Вы закроете глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра, ты должен их найти в песке». После того, как ребёнок нашёл животное, взрослый задаёт ему вопросы «Кто это?», «Как голос подаёт?» после обыгрывания, убираем игрушки на место

Прощание с песком ритуал повторяется.

4 занятие: «Песочные художники»

цель: развитие пространственного воображения, внимания, моторики рук, элементы релаксации.

Феечка: Здравствуйте ребятки, рада вас видеть в моей песочной стране! сегодня мы снова встречаемся с волшебным песком. Скажите правила игры в песок.

1 упражнение «Ловкие пальчики» пальчики наши ходят по песку, а сейчас попрыгают!, играют на пианино, выполняют зигзагообразные движения.

2 упражнение «Пекарня»

предложить детям испечь «пирожки» , «торты» разного размера и формы, посчитать, разрезать пирог на 2 части- половинки, угостить кукол.

А теперь мы с вами превратимся в художников, но будем не простыми художниками, а песочными!

положите перед собой лист бумаги, начинаем создавать картину из песка! Начнём с солнышка в небе и облака. Какая фигура нам нужна для солнышка? (круг)

Возьмите в руки форму круг, положите на песок и прижмите форму ко дну подноса, поверните. Поднимите форму, положите на лист, вынимайте песок из формы, посмотрите что получилось? (солнышко).

А теперь, сделаем солнышку лучики в виде палочек. Молодцы, а теперь таким же способом сделаем облачко с помощью формочки овала или «облачка». Посмотрите, какое небо у нас получилось!

А теперь будем «рисовать» дом. Скажите, ребятки из каких геометрических фигур мы можем сделать дом? (из квадрата и треугольника) а теперь мы можем посадить рядом с домом ёлочку.

можно формочку ёлочки либо из треугольников.

Ребятки у нас на картине нет животных, давайте их тоже нарисуем, выберите фигурку животного, которое вам нравится и сделайте на листе фигурку из волшебного песка. а теперь наведите на картине порядок, лишни кусочки песка. посмотрите какая красота получилась на ваших картинах! Всё это волшебство создали вы сами, как настоящие художники!

Прощание с песком и Феей.

Актуальны упражнения «автогонщик», «загадка», «Заборчик» «Сад – огород», «Что изменилось?», «Чьи следы?», «Зоопарк», «Ферма»,

«Художник» (рисование на песке пальчиком или палочкой простые предметы: солнце, ёлка, флажок.

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал. Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

Вос- ль: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Для более старших детей: поможет стихотворение Т. Грабенко Я открою вам секреты, только знать надо при этом. Правила моей страны очень все они просты. Я сейчас их изложу и запомнить порошу. Вы готовы мне внимать? Значит можно начинать! Вредных нет детей в стране - ведь не место им в песке! здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться. Стран чужих не разорять! Песок - мирная страна. Можно строить и чудить, можно много сотворить; Горы, реки и моря, чтобы жизнь вокруг была, дети, поняли меня? Или надо повторить!? Чтоб запомнить и дружить?!

В конце занятия : выход. Прощание с песком. Песочная фея обращается к детям: «Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть!

4 правило: Убери игрушки на место попрощайся с песком:

Воспитатель: Спасибо, тебе за твои советы, Феечка и пожелания, за то, что ты приходила к нам в гости. А сейчас, ребятки, положите свои ладошки на песок, закройте глаза и скажите слова благодарности песочной фее.

Все вместе : «В ладошки наши посмотри мудрее стали мы, спасибо, милый наш песок, ты всем нам подрасти помог!»