» » Сенсорные игры для детей. Картотека игр на сенсорное развитие. Познавательные игры для детей

Сенсорные игры для детей. Картотека игр на сенсорное развитие. Познавательные игры для детей

Первая задача, которая стоит перед вами на новом отряде – снять психологические и физиологические барьеры, которые есть у детей. Эти барьеры лучше всего снимаются при непосредственном физическом контакте, который осуществляется в процессе игры. Именно для этих целей служат игры и упражнения на тактильный контакт

Игры на тактильный контакт играются перед играми на знакомство!

    Таран Делим на команды по 6-8 человек. В каждой команде один человек - таран, все остальные его носят. Играется аналогично дотронься до, только касаться надо человеком и именно той частью тела, какой укажет ведущий. т.е. теперь говориться "Дотронься ухом до стены". Таран не должен сам тянуться частями своего тела, он превращается в бревно. Важно сообщить, что таран очень хрупкий и все действия нельзя совершать быстро. Нужно плавно и аккуратно - главное сохранить целостность тарана.

    Зоопарк (оленята, слонята, утята)

Комментарий: Одна из игр на тактильный контакт. Хорошо проводить во втором или третьем блоке игротеки, не сразу

Возраст: любой

Дети становятся в круг. Вожатый говорит, что вы сейчас все – звери из зоопарка. И вам надоело сидеть в душных клетках, хочется на волю. Сейчас я пройду по кругу и каждому скажу, кто какой зверь. Вожатый проходит по кругу и по очереди шепчет тихо, чтобы другие услышали, каждому ребенку вид одного из зверей – олененок, слоненок или утенок (можно заменить на любые другие). Очень важно, чтобы все звери шли по очереди. После этого вожатый говорит детям в кругу «переплестись локтями с соседями слева и справа» (взять друг друга под руку). Вожатый встает в центр. И теперь, когда он называет одного из зверей, тот ребенок, который этим зверем является, должен как можно скорее вырваться из цепи и прибежать в центр круга и обнять вожатого. То есть, например, по команде «Утята» все утята вырываются и бегут к вожатому. Задача остальных зверей – их удержать, не дать вырваться. В конце игры можно называть пары зверей, например «оленята и утята!». Ну и в самом конце – всех зверей, чтобы все обняли вожатого.

    Поздороваться носами

Возраст: любой

За 1 минуту или 30 секунд (вожатый решает сам) каждый ребенок должен поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться нужно всем одновременно. Здороваться можно руками, носами, коленками, попами и т.д. Каждый должен посчитать количество людей, с которым успел поздороваться, потом определяется победитель.

Дополнение: можно здороваться, например, до тех пор, пока играет музыка.

    Автомойка

Комментарий: проводиться в любой момент

Возраст: любой

Игра проводится на мягком деревянном покрытии или на траве. Сначала отряд строится в две шеренги лицом друг к другу, затем дети опускаются на коленки, образуя своеобразный коридор «мойщиков». Далее участникам говорят, чтобы они представили свои руки щетками, которыми нужно помыть «автомобиль». Крайний справа ребенок первым «заезжает» в коридор на четвереньках (можно на корточках), и проходит его до конца, за ним справа по одному заезжают все участники, соблюдая безопасную дистанцию. Задача «мойщиков» – усиленно тереть «автомобиль» «щетками». После прохождения всего коридора первые «автомобили» становятся «мойщиками». И так пока не пройдут все участники.

    Дрозд

Комментарий: Проводится уже после первичного знакомства, примерно в середине первого блока игротеки.

Возраст: любой

Группа встает в два круга – внешний и внутренний, лицом к лицу, желательно мальчик-девочка. Получившиеся пары произносят следующие слова с соответствующими движениями: «Я – дрозд, ты – дрозд (показывает на себя, потом на партнера). У меня нос, у тебя нос (дотронуться до своего носа, потом до носа партнера). У меня щечки красненькие, у тебя щечки красненькие (дотронуться до своих щек, потом до щек партнера). У меня губки алые, у тебя губки алые (дотронуться до своих губ, потом до губ партнера). Мы с тобой два друга, любим мы друг друга!» (обнимаются) Затем внутренний круг смещается вправо на один шаг, меняя партнера. Игра повторяется до тех пор, пока не будет пройден весь круг.

    Дотронься до

Комментарий: Игру хорошо подходит в качестве самой первой. Очень важно зарядить детей, заставить побегать, развеселить.

Возраст: любой

Вожатый объясняет правила: «сейчас я буду говорить, до чего вы всем отрядом как можно быстрее должны дотронуться. И вам нужно как можно скорее это сделать!» Например, дотронься до «лавки» «стула», «качели», «Саши». Последняя команда «дотронься до вожатого Стаса» – чтобы все подбежали и обняли. Мимими. Бегать и трогать должны обязательно все дети!!

    Дракон ищет пару

Загоняется легенда о жителях поселения и внезапно появившемся в нем драконе. В начале игры выбираем дракона. Задача участников не быть съеденными, для этого они должны быстро найти себе пару, и обнять ее, стоять так можно не более 3 сек., (время громко отсчитывает вожатый, либо сами участники, в зависимости от возраста детей) далее ищем и обнимаем другого человека, в это время дракон перемещаясь среди участников ищет "одиночек", которые выбывают из игры.

    Одень хипстера

Все парни – хипстеры. Девушки – одежда, и если с парнями все просто (хипста он и в Африке…), то одежда бывает разная. Ведущий громко называет (чтобы парни слышали) каждой девушке по два ее амплуа(например: рюкзак и бабочка; или галстук и кроссовок; сумка и кепка).

Теперь, когда роли распределены, можно начать: ведущий вещает тенденции этого сезона (например: в этом сезоне актуально сочетание разноцветных кроссовок). Узнав, что сейчас в тренде, хипстеры ищут необходимые им вещи (вещи в свою очередь тоже не хотят пылиться на полках – стремятся найти владельца) и одевают их (кроссовок обхватывает ногу, рюкзак на спину, кепка на шею садится, галстук виснет спереди).

Когда ведущий видит, что больше одежды хипстерам не по плечу, он объявляет конец сезона. И начинается следующий сезон. В конце игры ведущий может (если игра зашла) предложить каждому хипстеру пройтись по импровизированному подиуму в своем лучшем наряде.

Замечание: помните про технику безопасности, придумывайте одежду и способ ее носки в соответствии с прокаченностью аудитории.

    Теплообмен

Люди встают в колонну друг за другом(мальчик-девочка-мальчик-девочка) и начиная с последнего человека в колонне начинают делать что-нибудь приятное, так сказать, дарить тепло человеку перед собой. Например, погладить по голове, провести еле касаясь пальчиком по руке, укусить за ушко ит.д.(виды передачи "тепла" выбирать в соответствии с типом участников). После того, как "тепло" эстафетно дойдет до первого в колонне человека - он издает звук удовольствия и идет в конец колонны, выбирая свой, новый способ дарения "тепла".

    Юлия Ермакова
    Сенсорные игры для малышей

    "Сенсорные игры для малышей "

    Дидактические игры по сенсорному развитию для детей 3-4 лет

    «Укрась бабочку»

    Цели : формировать умение детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

    Материалы : Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

    Ход игры : Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно, то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

    В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

    «Почини одежду зайчатам»

    Цели : Формировать умение детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник) . Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

    Материалы : Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

    Ход игры : Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

    Воспитатель : Почему ты плачешь зайчиха?

    Зайчиха : Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона) .

    Воспитатель : Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

    Дети : на треугольник, квадрат и круг.

    Воспитатель : Правильно.

    Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы, на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

    Зайчиха : Большое дети, вам спасибо!

    «Спрячь мышку» .

    Цели : Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

    Материал :

    Демонстрационный : листочки бумаги шести цветов(20 – 15, посредине белый квадрат(8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10, большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

    Раздаточный : такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

    Ход игры : Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

    А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку» .

    Cначала, мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

    Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

    Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

    Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей» .

    «Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

    Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту» . Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, которые ошиблись. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

    Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены) . В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

    Игры с бельевыми прищепками.

    Цели : Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

    Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

    Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

    Ход игры : Взрослый : Отгадайте загадку.

    Плаваю под мостиком

    И виляю хвостиком.

    Дети : Это рыбка. Взрослый : (показывает картинку с изображением рыбки) . Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

    Дети показывают глазик

    Взрослый : А где у нее ротик?

    Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

    Взрослый : А где у нее хвостик и плавники?

    Дети показывают хвостик и плавники.

    Взрослый : А теперь давайте сами сделаем рыбок.

    Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

    Взрослый : Отгадайте, кто это такой :

    На спинке иголки, длинные, колкие.

    А свернется в клубок - ни головы, ни ног.

    Дети : Это ежик. Взрослый : (показывает картинку с изображением ежа) . Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

    Дети показывают.

    Взрослый : Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

    Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

    Взрослый : (поглаживая ежика по его новым иголкам) . Ой! Какой ежик стал колючий!

    А вот новая загадка.

    Колкую, зеленую срубили топором.

    Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

    Дети. Это елочка.

    Взрослый : Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

    Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

    Взрослый : (поглаживая елку) . Ой! У елки иголки колки!

    Взрослый : А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

    Дети. Желтого.

    Взрослый : Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

    Цели : Формировать умение группировать предметы по цвету.

    Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

    Совершенствовать умение понимать слова «цвет» , «такой» , «не такой» , «разные» .

    Ход занятия : Воспитатель : Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

    А как ты догадался? Правильно.

    В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

    Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

    Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

    Повторить можно с листочками разного цвета.

    Игра-шнуровка.

    Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

    Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

    В этой игре не забыто также и развитие воображения : "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

    Ловкость рук я развиваю

    Со шнуровкою играю.

    Тренирую логику

    И мелкую моторику!

    «Светофор» , «Мишка» .

    Цель : Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

    Развивать мелкую моторику рук, сенсорику , связную речь.

    Обогащать словарный запас.

    Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

    Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

    Подбери чашки к блюдцам.

    Цели : Формировать умение детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

    Материалы : Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

    Ход игры : В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

    Какие? (Ответы детей) .

    На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей) . Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей) .

    Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

    Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

    Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

    Цель : укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

    Материалы : пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

    Ход : Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

    Заплети косичку

    Цель : развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

    Ход : Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

    «Разложи фигуры по местам!»

    Цель : Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

    Материалы : Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) . Рамка-вкладыш Монтессори.

    Ход : Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними : «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют) ». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам» : «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

    Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки , подведите итог игры : «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают» . Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

    «Найди окошко для фигурки»

    Цель : Формировать умение детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

    Ход : Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

    Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

    Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

    31

    Счастливый ребенок 26.04.2016

    Дорогие читатели, наверно, многие со мной согласятся, что чувственная сфера очень важна в нашей жизни. Как для взрослых, так и для наших детей. И о ее развитии надо заботиться именно с детства. Сегодня на блоге я предлагаю поговорить о сенсорном (чувственном) воспитании детей и предложить сенсорные игры для развития наших детей. Идей будет очень и очень много. И быть может, вы сможете своим детям, внукам предложить вот такие замечательные игры, весело и интересно провести с ними время, найти именно новые идеи для занятий с ними.

    Сегодня на блоге у меня гостья. Многодетная мама Анна Игнатеня — чудесный, теплый человек, журналист, сказочница. Она расскажет нам, как в своей семье они весело проводят время за такими играми. Мы с Аней познакомились в интернете. Аня также принимала участие как автор в нашем электронном журнале Ароматы счастья . Ее статья «Мое многодетное счастье» меня очень тронула. Передаю слово Ане.

    Сенсорное развитие детей

    Добрый день всем читателям блога Ирины. Наверно, многие со мной согласятся, что может быть прекраснее, чем осязание? Когда чувствуешь прикосновения, ощущаешь легкость или тяжесть, грубость и мягкость, пластичность, твердость, обтекание…. Это невероятные ощущения – информация, которую предоставляет нам тело.

    Конечно, и красивые картинки, и приятные звуки, нежные ароматы имеют большое значение, но именно тактильные ощущения наиболее сильны и значимы, ведь не зря же, кожа человека – самый большой орган. Именно с тактильного познания начинается знакомство маленького человечка с миром. И его можно назвать ведущим на протяжении всего периода дошкольного детства.

    Сенсорные игры для детей. Неожиданные открытия

    На тему сенсорного развития детей, а в частности тактильного и мелкомоторного написано очень много. Сегодня мы окружаем детей огромным количеством игрушек и материалов, главной целью которых становиться именно развитие этой сферы, но, как это часто бывает, мы ограничиваем детей в самом доступном и невероятно интересном и полезном – в грязных играх. Нет, конечно, дети копаются в песочницах, иногда даже ковыряют руками кашу, плещутся в ванной и изредка перебирают крупы, рисуют на муке, но все эти игры носят кратковременный, ограниченный характер.

    Мифы о «грязных» играх

    Мы можем бояться грязных детских игр, потому что окружены мифами. Я сама раньше именно так и думала, потому спокойно делюсь своими переживаниями и неожиданными открытиями.

    Дети вымажут весь дом

    Обязательно, если их оставить совершенно без контроля на пару часов. Но мы же себе этого никогда не позволяем, даже если отходим ненадолго, то вскоре опять возвращаемся. Для того, чтобы игра не выходила за рамки, их просто нужно расширить – большой стол, пространство на полу, застеленное огромной клеенкой.

    Придется много и долго убирать

    Да, если детей оставить надолго одних и оставить материалы в свободном доступе. Меня поразило, насколько быстро мы вместе с детьми справляемся с уборкой – 3-5 минут. Причем мальчики с удовольствием участвуют в этом процессе. Клеенка намного облегчает уборку – свернул ее, высыпал все и сполоснул. А то, что попало на пол, легко сметается и смывается. Важное условие – рядом нет ковров и предметов, которые трудно отмыть и вычистить.

    Одежда придет в негодность

    Не всегда. Основная часть грязи очень легко отстирывается, но, чтобы не было проблем, стоит просто для таких игр иметь специальную одежду. Я искренне считаю, что не в красивой брендовой одежде счастье, а для ребенка в особенности. Если ребенок одет так, что мама не переживает за вещи, то он развивается свободнее и активнее.

    Дети так и не научатся себя аккуратно вести

    Я, думая так, все равно рискнула и получила неожиданный результат. На самом деле дети, которые не ограничены в грязных играх всегда знают, что есть время чистоты и аккуратности, а есть – грязи и беспорядка. При этом они активно подключаются к уборке после таких игр.

    Для таких игр нужно много времени

    Я сама была удивлена, но это оказалось не так. Подготовка, как правило, совсем не длительная, более того, она может входить в процесс игры. Уборка – несколько минут. А сама игра, конечно, может затянуться, потому что она интересна и полезна детям, но разве мы не этого хотим? Ну, и совсем не исключено, что дети будут играть рядом, пока мама занята своими делами.

    Сенсорные игры для детей дошкольного возраста. Какая польза для наших детей?

    Но мифы живучи, пока сам не втянешься, то нужен серьезный стимул. Для меня таковым стала польза от грязных игр. А началось все с того, что я взяла сама в руки глину. Материал настолько поразил меня, принес настоящее удовольствие. Я мяла, лепила, разглаживала, размазывала и наслаждалась.

    Именно тогда я поняла, насколько важно дать эти ощущения детям. Ведь если на взрослого так влияет, то что говорить про малышей, у которых тактильные ощущения на первом месте. А ведь есть, о чем задуматься:

    1. Невероятное влияние «грязные» игры оказывают на эмоциональную сферу, на развитие внутренних ощущений, получение удовольствия, успокоения, наслаждения. Такие игры и занятия снимают психологическое напряжение, помогают расслабиться.
    2. Во время игр с «грязными» материалами происходит развитие сенсорных ощущений, когда ребенок учится чувствовать окружающий мир через тактильный контакт, отличать особенности. Он получает уникальный опыт развития.
    3. Нельзя не вспомнить и о развитии мелкой моторики, которая идет рука об руку с тактильным развитием, когда малыш учится пользоваться своими пальчиками, руками.
    4. Во время таких занятий происходит активное познание мира, свойств материалов, их особенностей. Ребенок учится мыслить и делать выводы, сравнивать и отличать.
    5. Безусловно, что активно развивается воображение и творческое мышление, потому что в процессе игры часто рождаются очень интересные и неожиданные объекты. Ребенок придумывает сюжеты, фантазирует.
    6. Идет активное развитие речи, которое плавно вытекает из сенсорно-моторного развития. Кроме того, малыш знакомится все с новыми и новыми понятиями, которые сопровождают такие игры.
    7. Ребенок становится более аккуратен, он учится убирать за собой, следить за тем, чтобы не выйти за допустимые рамки, чувствовать, когда и как можно играть.
    8. И наконец-то ребенок ощущает себя свободным, он творит, фантазирует, балуется, без риска быть наказанным за шалости, он пробует, изучает, открывает, при этом он не ограничен шаблонами и запретами.

    Материалов для «грязных игр» может быть великое множество, собственно все, что нам не хотелось бы рассыпать, разливать, размазывать, а потом сметать и вытирать подойдет для этого самого волшебного развлечения.

    Волшебное развлечение для наших детей. В какие сенсорные игры мы играем?

    Песок

    Сейчас в продаже огромное количество разнообразных кинетических, лунных и прочих песков, они тоже великолепный материал для игр, но все же сегодня я хочу вспомнить про самый обычный, ведь он доступен всем и каждому. На улице найти песок совершенно не проблема и играть с ним там очень удобно, впрочем, дети и родители этим с удовольствием пользуются. Хотя игры часто ограничиваются куличиками. Но ведь можно и закопаться в песок, хоть частично, можно разыграть в нем сказку, сделать рвы, наблюдая, как утекает вода, варить супы и печь пирожки из влажного песка, строительство замков и тоннелей, создание миров, лепка фигур.

    Можно организовать поиск клада, археологические раскопки. Для всех этих игр чудесно подходит лето, теплое весеннее и осеннее время. А вот в холодное время года стоит принести песочницу домой. Идеально, если песок будет мелкий – речной или морской, он намного интереснее для домашних игр, но подойдет и обычный с мелкими камушками, ведь главное, что можно воспользоваться свойствами материала.

    Дома на клеенке или в контейнере можно строить миры, искать клад в песке, лепить из него. А еще можно рисовать песком, для этого совсем не обязательно иметь световой стол, можно просто рисовать на той же клеенке, а можно нарисовать на картоне клеем ПВА и посыпать песочком.

    Мука

    Детям можно предлагать рисовать на муке, искать картинки под слоем муки, смахивая ее кисточкой, а можно пойти дальше и просто устроить настоящий фейерверк, поднимая в воздух клубы мучной пыли, и разрисовать мукой свое лицо, руки, ноги. От этих игр можно плавно перейти к приготовлению теста.

    Тесто

    Это может быть как соленое тесто для лепки, так и тесто для выпечки. Дети с огромным удовольствием подключаются к изготовлению печения. Можно раскатывать тесто, рвать его, катать колобков, вырезать формочками, делать колбаски и рулетики, лепить пельмени и вареники, нарезать лапшу и творить пиццу.

    Если мы лепим из соленого теста, то этот материал отлично подойдет не только для создания фигурок. Например, можно делать отпечатки различными предметами, использовать тесто как материл для скрепления различных деталей. Например, мы с мальчиками играли в стройку, когда тесто исполняло роль цемента.

    Интересно заворачивать в тесто различные фигурки, а потом их освобождать, определять на ощупь, что спряталось в том или ином комочке теста. Создание блюд на детской кухне – отдельная история, ведь тесто прекрасно исполнит роль и котлеток, и макарон, и мороженого, и торта.

    Крахмал

    Он подобен изначально по своим свойствам на муку, но даже в сухом виде он отличен по тактильным ощущениям. Однако на нем тоже можно рисовать, копаться в нем, искать картинки и предметы. А вот на сухом крахмале намного лучше, чем на муке остаются следы, очень интересно покатать в нем машинки. А потом можно отчищать их кисточкой или старой зубной щеткой. А если добавить в крахмал совсем немного воды он приобретет некоторую плотность, что приблизит его свойства к лунному песку. Можно попробовать из него лепить, делать куличики формочками для песка, даже строить что-то.

    Неньютоновская жидкость

    Добавляя все больше воды в крахмал, мы получаем неньютоновскую жидкость, которая твердеет от резкого и сильного воздействия и стекает при расслаблении. В такой жидкости очень интересно плюхать руками, а если есть возможность – то и ногами.

    Мы, например, разводили несколько килограмм крахмала в детском бассейне на даче и наслаждались ощущениями. Если налить небольшое количество жидкости на поверхность, то можно попробовать рисовать на ней, наблюдая, как смазываются нарисованные линии.

    Масштабное рисование

    Сейчас очень популярно рисование ладошками и пальчиками, это действительно очень полезное занятия с точки зрения грязных игр, но частенько мы ограничиваем детей рамками одного альбомного листа. Дети любят масштаб, не зря же они стремятся рисовать на обоях.

    Можно минимизировать последствия детской активности, предоставив им для рисования большую площадь, например кусок старых обоев, лист ватмана, большой кусок упаковочной бумаги или просто склеенные между собой обычные листы.

    Мы любим развернуться на полу и творить – ладошками, кистями, предметами. Можно оставлять следы машинок краской или ставить печати губками, брызгать зубной щеткой, а то и вовсе взять малярные кисти и валики.

    Еще одна страсть у детей к разрисовыванию собственного тела. Хорошо воспользоваться специальным аквагримом, но если его не нашлось, то подойдут и акварельные, пальчиковые или гуашевые краски. Пусть дети рисуют в свое удовольствие на себе и друг на друге, а потом сразу отправляются в ванную.

    Помню, как мои ребятки играли в тигрят и разрисовали лица перманентным маркером. Отмыть это все оказалось трудновато, с тех пор такие инструменты для рисования у нас только в доступе мамы, а вот детям я с удовольствием предлагаю маркеры для белых досок или фломастеры на водной основе, — и пусть себя разрисовывают, сколько пожелают.

    Впрочем, я не запрещаю испытать эти инструменты для рисования и на полу, у нас постелен линолеум, и на зеркалах, на окнах. Смывается все за несколько движений, а вот удовольствия для детей очень много. На окне можно рисовать смывающимися красками, особенно интересно создавать тематические окна, например, зимнее или весеннее окошко. А в зеркале можно обводить свое отражение теми же маркерами. На линолеуме хорошо рисовать мелом. Просто как самостоятельный творческий процесс или способ очертить границы в других играх.

    Соль

    Если мы вновь заглянем на кухню, то найдем там соль, ее можно не только добавлять в тесто, но и устроить ряд экспериментов: растворять, делать кристаллы, изменять плотность воды. А еще солью можно рисовать, как песком на каком-нибудь темном фоне – клеенке или большом листе картона. Получаются очень контрастные картины, которые меняются под воздействием маленьких пальчиков. Впрочем, можно снова нарисовать картинку ПВА и засыпать солью. Чтобы сделать такой рисунок ярким, капаем жидкой краской на соль, и она окрашивается.

    Из соли можно даже строить, если в нее аккуратно вмешать небольшое количество воды, чтобы она стала сырой. Вот тут к месту окажутся формочки для песка. Все построенные башенки можно оставить для высыхания, а потом тоже капать на них краской.

    Каша

    Ваш ребенок любит размазывать кашу? Ничего удивительного, ведь он получает новые тактильные ощущения. Я как-то позволила детям в полной мере насладиться этим делом, даже специально покрасила вареную манную кашу, а потом расстелила на полу старые обои. Малыши возились с этой цветной массой и были счастливы, зато больше в кашу руками не лазили.

    Желе

    Необычные новые ощущения возникают при игре с желе, можно сделать его просто из желатина и воды, добавив пищевой краситель. Кстати, с ним лучше не переборщить, даже с рук насыщенный краситель смывается плохо. Так что, если иного не требует идея, то лучше слегка подкрашивать желе или вовсе оставить бесцветным. Вообще если говорить о красителях, то самая трудно смываемая любая краска – это синий цвет, так что им особенно не рекомендуется злоупотреблять. Желе можно резать, рвать, закапывать в него предметы и потом добывать их.

    Глина

    Просто великолепный грязный материал. Игры с ним вызывают просто неповторимые ощущения – мягкая, податливая, гладкая. Конечно, среди первых игр с глиной на ум приходит лепка. Занятие увлекательное и психотерапевтическое. Но можно не только лепить, но и рисовать на глине, если ее размазать тонким слоем, то можно выцарапывать картинки, узоры.

    Интересные игры получатся с косметической глиной, она достаточно жидкая, чтобы ею можно было рисовать. Делать это можно как на бумаге или клеенке, так и на плитке прямо в ванной. Там же очень весело обмазать и себя глиной.

    С наступлением весны, лета грязные игры очень удобно перенести на улицу. Самый большой плюс – это отсутствие практически всякой уборки, только детей мыть и сушить после этого нужно. А еще в рамках улицы можно спокойно увеличить грязный масштаб. С песком мы уже разобрались, а что же найти еще такого на улице?

    Лужи!

    Лужи – это такие магнитные полюса, которые притягивают детей так сильно, что у родителей остается лишь два варианта – запрещать и ругать или расслабиться и позволить. Если на улице еще холодно, то стоит ограничиться измерением глубины луж и пусканием корабликов. А вот если на дворе лето, то можно и поплескаться во всю, строить пороги, копать ручьи, варить супы, переливать и рисовать водой из лужи.

    Грязь

    А еще с помощью этих самых водных источников создается отменная грязь, которую можно применить для самых настоящих поросячьих развлечений. Рисовать грязью, лепить тортики и вымазаться по уши. Важное условие – тепло и одежда, которую не жалко.

    Краски для улицы

    Можно раскрашивать плитку на дорожке, писать слова или создавать картины. Приготовить краску можно из муки, воды и пищевого красителя, смешав ингредиенты до консистенции густой сметаны. Конечно, масштаб рисования предполагает и большие инструменты – малярные кисти и валики. Впрочем, если вооружиться ими, то можно рисовать просто водой, этакий акваковрик в масштабе.

    Мыльная пена

    Уж, как не сочетается понятия «грязь» и «мыло», но именно в категорию грязных игр я отношу масштабные пенные развлечения. Отмывать детей от насыщенного мыльного раствора ничуть не легче, чем от грязи, но оно того стоит. Конечно, во дворе такое развлечение вряд ли организуешь, но если вы имеете в своем летнем распоряжении территорию частного дома, то смело разводите детский шампунь без слез в ведре воды и стелите на землю большое полотно полиэтилена. Поливая его мыльной водой, вы получите прекрасный каток, по которому можно скользить. Детишкам лучше ползком и на надувных кругах, чтобы было безопаснее.

    Если развести много жидкости для мыльных пузырей, то можно выдувать змей через носок, надетый на обрезанную бутылку.

    Впрочем, менее масштабные игры с пеной можно организовать и дома, например, готовить пирожные из пены для бритья, рисовать ею же на стенах ванной.

    Не бойтесь экспериментировать и развлекаться вместе с детьми, ведь это реальная возможность окунуться в детство, снова почувствовать свободу, искреннюю радость от познания этого мира.

    И даже уборка, стирка и отмывание детей не будут больше вас пугать, потому что они покажутся мелочью на фоне этого настоящего счастья.

    Анна Игнатеня,
    многодетная мама,
    автор блога Веселые будни

    Я благодарю Аню за чудесную статью. Как же весело и интересно они проводят свое время с детьми, сколько вкладывается сил, и с какой именно радостью все. Замечательно!

    И для души мы с вами сегодня послушаем Edvin Marton — Love Story

    Смотрите также

    31 комментарий

      Ответить

      Ответить

      Ответить

      Ответить

      Ответить

    Сенсорное восприятие малыша – неотъемлемая часть его полноценного развития. В самом раннем возрасте оно проявляется желанием попробовать все на вкус, разрисовать попадающиеся под руку обои, постучать по кастрюлям и пошуршать бумагой. Развить самые лучшие личностные качества малыша, обогатить его внутренний мир, а также познакомить с особенностями окружающего его пространства помогут сенсорные игры для детей. Преимуществом всех сенсорных игр для детей является то, что они полностью безопасны и направлены только на достижение положительных результатов после их проведения.

    Сенсорные игры для детей раннего возраста

    Сенсорные игры для детей раннего возраста направлены на то, чтобы научить ребенка задействовать все свои органы чувств (обоняние, зрение, слух, осязание, вкус) для получения наибольшего количества информации о предметах, которые нас окружают. С их помощью малыш может узнать о цвете, форме, весе, величине, текстуре той или иной вещи.

    Рассмотрим некоторые сенсорные игры для детей раннего возраста:

    • «Растопим лед». Суть данной игры заключается в том, чтобы дать понимание ребенку, какое состояние может принимать вода в зависимости от смены температуры. Так, прежде всего, положите в ложку кусочек льда и дайте малышу попробовать его на ощупь. Затем включите огонь на конфорке и растопите лед. Делайте это вместе, чтобы ребенок увидел, что происходит со льдом. С большой осторожностью дайте малышу попробовать воду на ощупь, однако следите за тем, чтобы она не была горячей. В противном случае дело может дойти до ожога.
    • «Достань камушки». Данная сенсорная игра для детей раннего возраста начинается с того, что мама или папа берет сухие камушки вместе с ребенком и кладет их в миску. Посыпав камни сверху песком, залейте их водой и попросите малыша их достать. Сделайте акцент на том, что теперь все камни стали мокрыми и грязными. Для того чтобы вытащить их на сухую тарелку, предварительно их следует помыть в чистой воде.
    • Выполните задание под названием «Цветная водичка». С помощью него вы дадите понятие малышу о различиях между цветами, а также сделаете это в форме интересной сенсорной игры для детей. Задание начинается с того, что в 0,5 л бутылки наливается чистая вода. В крышку положите немного цветной краски. Для подобного эксперимента вам понадобится 5 бутылок и 5 разных цветов гуаши. Закрутите крышки и дайте малышу потрясти емкости. Обсудите с малышом то, что сначала вода была прозрачная, а после выполненных действий она стала зеленой, синей или красной.
    • «Смешиваем краски». Налейте в банку чистую воду и добавьте с помощью кисточки к ней красную краску. Пусть малыш возьмет другую кисточку и подмешает желтый цвет. После этого вы увидите, что вода приобрела зеленый оттенок. Продолжайте в том же духе, пока вода полностью не станет грязной. Затем вы можете положить на дно банки какой-нибудь небольшой предмет и закрасить воду. Дайте возможность малышу понять, что находится в таре.
    • Очень нравится детям игра «Вода в сите», проводить которую лучше всего в ванной во время купания ребенка. Для этого дайте малышу сито или стаканчик с дырочками и предложите набрать в него воду. Понаблюдайте над тем, что получится в итоге.
    • Сенсорная игра для детей «Тонет – не потонет» должна наилучшим образом объяснить ребенку, почему некоторые предметы тонут в воде, а другие нет. Для этого возьмите мячик, камушек, металлическую машинку, перышко и понаблюдайте над тем, что с ними будет происходить во время эксперимента.

    Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребёнка посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, размер, цвет, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.).

    Сегодня мы рассмотрим игры на развитие тактильных ощущений. Они подойдут и малышам и школьникам. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй и привлечь к общей игре детей разных возрастов. Только не забывайте малышам немного упрощать задание. Игры подобраны, исходя из минимальных временных и материальных затрат, и должны выполняться на ходу. В дальнейшем сами решайте, во что играть с ребенком.

    Вам нужно отобрать по дому вещи, игрушки из разных материалов и форм: резиновые, деревянные, металлические (ложки, например), пластмассовые, тканевые; скользкие, шершавые, теплые, холодные, мягкие и твердые.

    Малышам даем в руки, называем и запоминаем. Потом играем. Школьникам – можно сразу усложнять игры, закрывая глаза.

    Вспомнить предмет

    Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

    Сенсорные игрушки

    Здесь нужно проявить немножко фантазии и сделать небольшие игрушки с различными наполнителями. Ребёнку будет интересно щупать их через ткань, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.

    В качестве наполнителей можно использовать фасоль, гречку, горох, макароны с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицы, монетки, бусины.


    Предлагаю несколько вариантов:

    1. Самое простое: обычные воздушные шары. Постарайтесь выбрать поплотнее. Помимо вышеперечисленных наполнителей, шарики можно заполнить водой, крахмалом, мукой, манкой и тестом для лепки (мука+вода+соль).

    Кстати, шарики с крахмалом делали ещё наши бабушки и мамы в советские времена.

    Заменителями шариков могут стать резиновые перчатки.

    2. В качестве мешочков можно использовать уже не нужные детские носочки.
    3. Солнышко. Шьётся довольно просто: два одинаковых по размеру круга и по периметру лучики, которые можно сделать из разных лент, тесьмы и ткани. В основу солнышка положите несколько горошин, пуговиц или бусин, можно разного размера. А если сделать без лучиков, получится колобок.

    Особо творческие мамы, обладающие швейной машиной и навыками шитья, могут создать книжки и коврики для малышей с аппликациями из разных тканей, с пуговицами и застёжками...

    В общем, всё зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов.

    Игры с водой

    Эти игры весело проводить в ванной.

    Как играть:

    1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.
    2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте "чаепитие" или "званый ужин", ребёнок будет сам "накладывать еду" или разливать по чашечкам "чай".
    3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы намылить губку и "помыть" ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.
    4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.
    5. Предложите школьнику определить, например, сколько чашек воды поместиться в кастрюле?

    Мыльные игры

    Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.

    "Танцы пузырей". Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

    "Король мыльных пузырей". Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На "мыльной" клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не лопнет.

    Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

    "Волшебные руки". Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

    Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.

    Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров: квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их самостоятельно из толстой проволоки.

    Узнай фигуру

    На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.

    Для малышей мы сначала вводим понятие «такую же». Показываем одну деталь Лего, потом вторую и говорим, что это такая же. Затем просим отобрать из двух предложенных такую же, как у нас на столе (в руке).

    Узнай предмет на ощупь

    1. На столе раскладываем или расставляем:

    Различные овощи: огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан...
    - посуду: ложки Большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце
    - одежду: майка, футболка, платье, юбка, шорты...
    - игрушки

    А теперь закроем глаза и давайте попытаемся определить, что это за предмет.

    Позже усложним задачу и будем выбирать предметы определённой формы (круглые, квадратные и т.д.) и размеров(большие, маленькие), можно выбирать по свойствам материалов: пластмассовые предметы, металлические, стеклянные, бумажные, из ткани...

    Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.

    Это забавная игра скрасит досуг и поможет развить у ребёнка умение, определять на ощупь предметы, их форму и фактуру.

    2. Помните, раньше была замечательная игра: водящему завязывали глаза, раскручивали его, он подходил к ближайшему игроку и на ощупь определял, кто это. Эту игру мы модифицируем и будем играть с мебелью (столом, стулом, диваном...). Игра подойдёт для деток от 5 лет и для младших школьников.

    Завязываем глаза школьнику, раскручиваем его и подводим к одному из предметов: «Угадай-ка!»

    3. В большую коробку складываем мячи разного размера, просим закрыть глаза и поймать, например, большого зайчика или маленького мышонка. Ребёнок научится определять размер предметов и называть его словами.

    Найди пару

    Игру не сложно сделать самим дома, главное, найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.

    Играть можно несколькими способами:

    Просим ребенка (малыша - с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

    Берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

    Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.

    Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):

    1. Ткани (какие есть):

    Хлопок
    - синтетические ткани
    - фетр
    - вельвет (крупный, мелкий)
    - бархат и велюр
    - кожа
    - гладкая ткань (например, подкладочная)
    - флис
    - грубая ткань (например, мебельная для обивки)
    - любая "колючая" ткань
    - ткань с пайетками
    - шелк и атлас
    - мех
    - ткань с рельефом
    - ткань ворсистая (как овечка).

    2. Пуговицы различных формы и размеров.

    3. Липучки с обеих сторон.

    4. Бархатная и фактурная бумага.

    5. Вата или ватные диски.

    6. Нитки или пряжа.

    7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.

    9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).

    10. Кусочек резинового коврика.

    11. Мочалка.

    13. Косточки от персиков, от абрикос…

    Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

    Вышеперечисленные игрушки очень просто сделать самим без серьёзных финансовых затрат, и под силу любой маме.

    Сенсорные коробки

    Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги... Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден.

    Есть экологичный заменитель песка - кинетический песок, но он достаточно дорогой. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант - сенсорную коробку.

    Сенсорная коробка представляет собой пластиковую ёмкость, которая заполняется различными материалами.

    В продаже сейчас много контейнеров, подходящих для этой цели. Отдавайте предпочтение прямоугольным коробкам. Внимательно посмотрите, какая высота коробки будет удобна для вашего ребёнка, чтобы наполнители и игрушки не высыпались на пол и малышу было удобно с ней играть. И, конечно, должна быть крышка, чтобы не попадала пыль, и у домашних питомцев не появилась возможность туда нырнуть.

    Сенсорные коробки могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические коробки наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.

    Для совсем маленьких выбираем крупные предметы.

    Подборка материалов для вашего миниатюрного театра может стать отдельной увлекательной игрой.

    Вот примерный перечень того, что можно насыпать в нашу сокровищницу:


    1. Рис или пшено, в первозданном цвете или окрашенные пищевыми красителями (для сенсорных коробок не используйте гуашь, так как некоторые цвета могут окрашивать руки)
    2. Фасоль, чечевица, гречка, горох, манка
    3. Соль (обычная или соль для ванны. Не берите соль с сильным терпким запахом, чтобы у ребёнка не началась аллергия)
    4. Макароны (ракушки, завитушки, спиральки, бабочки и т.д.)
    5. Мелкие камешки, галька, ракушки
    6. Стеклянные шарики (для аквариумов)
    7. Нарезанная бумага, гофрированный картон
    8. Ватные шарики 9. Пуговицы
    10. Бусины
    11. Монетки
    12. Каштаны
    13. Жёлуди

    Может придумаете ещё что-нибудь.

    Такая игрушка никогда не надоест. А если это произойдёт, её содержание легко изменить и придумать новый сюжет.