» » Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев. Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев Частые проблемы, с которыми вам предстоит столкнуться в этом возрасте

Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев. Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев Частые проблемы, с которыми вам предстоит столкнуться в этом возрасте

Малыш в пять месяцев становится активным и мобильным. Он меньше спит, больше двигается и издает звуков. Причем звуки и движения приобретают смысл и целенаправленность. Грудничок активно повторяет звуки и легко произносит слоги, переворачивается и даже пытается сесть. У некоторых малышей уже начинают резаться первые зубки.

Развитие ребенка в 5 месяцев – время закрепления навыков, полученных ранее, и переход к новому этапу развития, который наступает после полугода. Ведь после полугода малыш уже умеет сидеть и начинает получать первый прикорм. Но в данной статье мы пока рассмотрим, что должен уметь ребенок в 5 месяцев.

Что умеет ребенок в 5 месяцев

  • Узнает маму или человека, который ухаживает за ребенком, узнает знакомые голоса и лица;
  • Узнает знакомые игрушки и мелодии, следит за движением предметов и человека;
  • С интересом рассматривает картинки;
  • Произносит звуки и некоторые слоги, пытается повторять слова за взрослым;
  • Опирается и приподнимается на руки, лежа на животе. При этом малыш может держать голову;
  • Хватает и удерживает, тянется и трогает руками предметы;
  • Переворачивается с живота на бок и на спину;
  • Пытается сесть, подтягиваясь на руках. К концу пятого месяца может сидеть при поддержке спины и держась руками за что-нибудь. Помните, что малыша ранее 6-7 месяцев не рекомендуется!;
  • Самостоятельно занимается игрушками 5-10 минут;
  • В вертикальном положении при поддержке за подмышки может стоять прямо и практически не сгибать ножки, касается ножками поверхности и отталкивается;
  • Поднимает руки и ноги, лежа на спине, рассматривает свои части тела.

Особенности развития ребенка

Физическое развитие, в частности увеличение таких показателей, как рост и вес постепенно снижается. Это обусловлено тем, что малыш ведет более активные образ жизни. Так, малыш прибавляет по 100-160 грамм в неделю тогда, как до 4 месяцев прибавлял по 140-200 грамм. Средний вес малыша в пять месяцев составляет 7 кг, рост – 65 см. По данным педиатров, физическое развитие малыша имеет следующие показатели.

Психическое и эмоциональное развитие малыша характеризует то, что он различает многие цвета и воспринимает до шести цветов одновременно. При этом он узнает знакомые голоса и лица, узнает людей, предметы, игрушки и мелодии. В этом возрасте ребенок четко произносит слоги «ма», «да», «ба», «ня» и «па». Малыш внимательно слушает речь и понимает интонации. Он может испытывать страх и обиду, радость и интерес. Смех и улыбки становятся осознанными.

В пять месяцев у некоторых детей уже начинают резаться зубки. Как правило, первые зубы появляются после 6-7 месяцев, но могут появиться и раньше. В этом нет ничего страшного, прорезывание тоже зависит от индивидуальных особенностей организма каждого ребенка. В этот период ребенок испытывает боль и зуд в деснах, поэтому он ведет себя беспокойно и часто капризничает, плохо спит и отказывается от еды. Чтобы помочь грудничку, можно слегка массировать воспаленные десна чистым пальцем и давать прорезыватели.

Сон и режим грудничка мало отличается от распорядка в 4 месяца. В среднем ребенок спит около 15 часов в сутки, 10-12 из которых приходится на ночное время. Режим малыша может отличаться, так как каждый индивидуален. Кто-то может спать больше днем и меньше ночью. Если грудничок чувствует себя комфортно и нормально, ничего страшного в этом нет. Но укладывать малыша лучше до 23 часов, так как позднее он переутомляется и хуже засыпает.

Предлагаем примерный режим дня для детей в 5 месяцев:

6:00 – первое кормление;

6:30 – утреннее бодрствование (процедуры гигиены, развивающие игры и массаж)

8:00 – утренний сон;

10:00 – второе кормление;

10:30 – бодрствование (прогулка, гимнастика и развивающие игры);

12:30 – дневной сон;

14:30 – третье кормление;

15:00 – дневное бодрствование (прогулка, развивающие игры и занятия);

17:00 – вечерний сон;

19:00 – четвертое кормление;

19:30 – вечернее бодрствование (купание, процедуры гигиены и подготовка ко сну);

22:00 – ночной сон.

Не забывайте и о соблюдении правил гигиены. Регулярно купайте ребенка, протирайте лицо, глаза, ушки и носик. При мытье используйте чистую воду, мойте малыша с мылом не чаще двух раз в неделю. Не применяйте косметические и моющие средства с химическими компонентами, так как они часто вызывают аллергическую реакцию у маленьких детей.

Подстригайте ногти минимум раз в неделю, ведь в этот период жизни малыш начинает активно изучать свое тело и может случайно поранить кожу или слизистую глаз, носа или рта. Следите не только за гигиеной малыша, но и за чистотой игрушек, детской посуды и других предметов, с которыми контактирует грудничок!

Гимнастика, массаж и прогулки

Развитие грудничка нельзя представить без прогулок, гимнастики и массажа, плавания. Большое значение играют развивающие занятия и игры. Полноценное развитие положительно влияют на самочувствие и настроение грудничка, обеспечивают нормальный рост и вес, укрепляют иммунитет.

Прогулки составляют 2-3 раза в день по 1,5-3 часа в зависимости от погоды. Тщательно собирайте ребенка, берите в прогулку питьевую воду, влажные и сухие салфетки, пеленку и памперсы. В летний период используйте маскитную сетку для коляски, при дожде – специальный тент, в мороз накрывайте коляску шалью.

В жаркую и солнечную погоду гуляйте до 11 утра и после 16 часов, пока солнечные лучи не слишком активны. Используйте детские солнцезащитные средства и следите, чтобы нежная кожа ребенка не обгорела. В зимнее время одевайтесь сначала сами, а потом одевайте малыша, чтобы тот не вспотел. Подробнее, как одевать грудничка на прогулку, читайте .

Физическое развитие ребенка поддерживают специальные развивающие гимнастические упражнения. В данном случае основное внимание уделяют мышцам спины и опорно-двигательному аппарату. Каждый день проводите гимнастику в сочетании с массажем по 20-30 минут. Обязательно делайте один раз в день приседания с прогибом позвоночника. Легкими движениями проводите пальцами по позвоночнику.

Отличным упражнением является, когда малыш ползет на животе за движущейся игрушкой. Пусть ребенок подползает и хватает игрушку. в 5 месяцев усложняются. Кроме растирания, поглаживания и поколачивания, можно включить пощипывание.

Развивающие занятия и игры

Постоянный телесный и эмоциональный контакт с мамой остается ключевым моментом, который определяет развитие каждого маленького ребенка. В этот период важно разговаривать с малышом, рассказывать сказки, стишки и потешки, петь песенки и включать музыку. Желательно, чтобы мелодия включала звучание одного музыкального инструмента, так малышу легче воспринимать звучание. При диалоге с грудничком используйте разные интонации, движения и мимику. Но не повышайте голос и не кричите!

В пять месяцев можно начинать помещать ребенка в манеж. Для игр используют небольшие куклы, яркие цветные погремушки и музыкальные игрушки. Карточки с картинками, по которым проговаривают название изображений, ускорят развитие речи. При активных упражнениях малыш начнет быстрее говорить. Для развития мелкой моторики используют мешочки и мягкие игрушки со специальным наполнителем, лоскутные одеяла и коврики.

Хорошо развивают игры с хлопаньем в ладоши и с подражанием звукам животных. Поиграйте с ребенком перед зеркалом. Ведь в этом возрасте дети интересуются и начинают изучать свое изображение. Кстати, до 1,5-2 лет малыши не понимают, что в зеркале только отражение. Поэтому если вы покажите в зеркало игрушку, он будет пытаться схватить предмет в отражении.


Пятый месяц для вашего ребенка – начало серьезных перемен. Именно в это время дети начинают активно ползать, а некоторые даже, на удивление и бесконечную радость родителей, произносят свои первые слова. Что еще умеет ребенок в 5 месяцев? И какие перемены должны произойти в его развитии в ближайший период?

Что умеет ребенок в 5 месяцев: активность ног и ловкость рук

Пятимесячного малыша составляют диапазоны от 6 700 до 8 400 г и от 64 до 68 см. Это значит, что ребенок весит уже в два с небольшим раза больше, чем при рождении и прибавил в росте около 14-16 см - то есть это уже довольно большой карапуз!

Некоторые дети в 5 месяцев уже способны переворачиваться со спины на живот и обратно. Как только они обнаруживают, что умеют это делать, они начинают активно «работать» ножками - забавно трясти ими и принимать позу «лягушки» словно они собираются «в большое плавание». На самом деле эти рефлекторные движения красноречиво говорят о том, что малыш вот-вот «сорвется» с места и начнет ползать.

Помните, как только вы обнаружили, что ваш пятимесячный малыш умеет переворачиваться, с этого момента его нельзя оставлять одного на кровати или на какой-либо другой поверхности, находящейся на любой высоте. Увы, но падение даже с высоты 30-40 см может нанести малышу серьезную травму.

Сидеть без поддержки кроха пока еще не может (и не стоит делать попытки высаживать младенца якобы для «тренировки» позвоночника). Однако, ребенок комфортно чувствует себя в полусидячем положении - в специальном шезлонге (это наилучший вариант в отношение поддержки спинки младенца), «в подушках» и т.п.

На этапе развития ребенка в пять месяцев вы также обнаружите, что он уже довольно крепко может сжимать кулачок. А так же уверенно брать предметы сразу обеими руками, подносить их ближе к лицу, и даже перекладывать их из одной ручки в другую. Кроме того, у ребенка начинают проявляться первые признаки младенческого взросления - малыши начиная примерно с 5-месячного возраста уже умеют (и очень любят!) держать бутылочку со смесью или с водой самостоятельно.

Развитие ребенка в 5 месяцев становится все более динамичным: с каждым днем малыш демонстрирует новые эмоции и стремление к общению...

Развитие ребенка в 5 месяцев: сонное царство

Большинство детей в 5 месяцев уже . Но все же не все. , организуйте заведенный порядок отхода ко сну. Начинайте с теплой ванны вечером, после которой некоторое время укачивайте малыша, пойте ему песню или рассказывайте сказку.

Не забывайте укладывать ребенка в кроватку тогда, когда он засыпает, а не тогда, когда он уже заснул. В этом случае ребенок будет вынужден учиться засыпать самостоятельно, а не полагаться всегда на вашу помощь.

Днем пятимесячные дети, как правило, спят два раза, понемногу – один раз утром и второй раз после обеда. Старайтесь не откладывать время короткого сна до тех пор, пока малыш устал и начинает капризничать. Укладывайте ребенка в кроватку при первых признаках набегающего сна.

Какого цвета мир вокруг?

На этапе развития ребенка в пять месяцев его зрение продолжает улучшаться. Конечно, в этом возрасте оно у детей еще не 100%-ное, но они уже могут видеть объекты на разных расстояниях, могут фокусировать зрение, не скашивая глаза.

Радикально меняется цветовое восприятие малыша! Если в 4 месяца карапуз уже в состоянии заметить большую красную пуговицу на красной ткани (то есть он уже способен различить объем и фактуру в одной цветовой гамме), то к 5 месяцам ребенок может вполне свободно различать несколько оттенков одного и того же цвета. Хотя по-прежнему больше всего дети в возрасте до полугода реагируют на яркие, контрастные цвета - красный, голубой, желтый.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев

На этапе развития в 5 месяцев ребенок уже вовсю лопочет. И некоторые из издаваемых звуков даже могут походить на слова. Пятимесячный малыш способен складывать гласные и согласные звуки (что-нибудь вроде «ба-ба»). Не слишком радуйтесь, когда услышите что-то похожее на «па-па» или «ма-ма». Это просто звуки, пока еще в столь малом возрасте дети не наделяют подобные звуки никаким смыслом. Подождите пару месяцев, и эти «па-па» и «ма-ма» уже приобретут в сознании говорливого крохи именно ваши черты.

Кстати, мир для 5-месячного малютки приобретает новые оттенки не только за счет развития цветового восприятия, но и по причине того, что малыш начинает различать нюансы всевозможных звуков. Например, если прежде для него собачий лай и автосигнализация представляли собой единый слуховой раздражитель, то теперь эти звуки в сознании ребенка воспринимаются уже по-разному.

Постепенно малыш начинает «увлекаться» звуками - распознавать их, и по-разному на них реагировать. Одни звуки его явно развлекают - смешат, удивляют, восхищают. Другие ему могут не нравиться - ребенок морщится «в ответ» на них, капризничает, может даже заплакать. Как правило, самым приятным для ребенка звуком является мелодичный голос его мамы...

  1. Уже начиная с 5 месяцев дети начинают активно реагировать на музыку. Включайте для малыша мелодии различных жанров, начиная от классики и джаза до поп-музыки. Ребенок будет улыбаться, махать ручками, и может быть даже издавать звуки, следуя в такт мелодии.
  2. Ребенок в 5 месяцев очень любопытен и охотно рассматривает новые предметы. Всякий раз давая ему что-то в ручки, четко и громко произносите название, вроде: «Это - мячик», «Это - кролик», «Это - твоя шапка». Это поможет малышу быстрее заговорить, потренирует его память, поможет научиться быстро распознавать различные предметы по их названиям.
  3. Уберите подвесные игрушки из детской кроватки. Как только малыш научится самостоятельно вставать на ножки, держать за бортик кровати, он может запутаться в них.
  4. К возрасту 5-6 месяцев ребенок проявляет заметную заинтересованность, видя самого себя в зеркале. Не лишайте его этого удовольствия - достаньте ему игрушку, в которой бы присутствовало безопасное зеркальце.
  5. Если вы до сих пор не сделали квартиру безопасной для ребенка, позаботьтесь об этом. Скройте все электрические розетки, уберите из досягаемости моющие средства и вообще любые предметы и вещества, которые могут быть опасны. В том числе и мелкие детали, которыми ребенок может подавиться. Не забывайте вовремя убирать чашки с горячими напитками или включенные утюги со свисающими шнурами – ваш ребенок уже вполне способен сдернуть их со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: о навыках в двух словах

5 месяцев в развитие ребенка - это такой важный и трогательный период, когда постепенно из крошечного беспомощного комочка малыш начинает превращаться в довольно мобильную и общительную личность. В двух словах подытожим, что должен уметь делать младенец в 5 месяцев :

  • Ребенок уже умеет переворачиваться со спины на животик, а возможно даже - и обратно;
  • Если малыша держать за ручки, но он способен несколько секунд простоять на ножках;
  • При поддержке спины ребенок может долгое время сидеть. Некоторые детки уже умеют и любят садиться, держась «за ручки» или за бортик кроватки;
  • Из нескольких игрушек ребенок способен выбрать сначала одну, потом другую;
  • Уверенно держит предметы двумя руками;
  • Ребенок в 5 месяцев распознает несколько оттенков одного цвета, а также различает звуки;
  • Малыш «обожает» издавать всевозможные звуки и слоги. Однако осознанные первые слова - еще впереди.

Заботливые и ответственные родители нередко задают вопросы наподобие "Моему ребенку 5 месяцев (девочка). Что должен уметь малыш?" И беспокойство их не случайно.

Говоря о развитии ребенка на первом году жизни, подразумевают ряд показателей физиологического и антропометрического характера, а также совокупность речевых функций, проявлений сенсорного восприятия и психомоторных навыков. Задача всего комплекса данных умений и достижений - помощь в оценке развития младенца.

Всему свое время

Для каждого возраста имеются свои показатели. Достижения пятимесячного малыша на порядок серьезнее в сравнении с тем, что должен уметь ребенок в 1,5 месяца или, скажем, в 3. К этому возрасту он уже набрал неплохой вес, округлился, стал вполне разумным маленьким человечком. Если все, что умеет ребенок в 1,5 месяца, - это держать головку, лежа на животике, и улыбаться физиологической (не слишком осмысленной) улыбкой, то с пятимесячным малышом уже можно по-настоящему общаться.

Возраст около 5 месяцев относится к одному из важных этапов детского развития. Именно потому родителям важно вовремя проконтролировать малейшую вероятность отклонения от нормы. Делается это для того, чтобы вовремя выявить возможные нарушения либо скрытые заболевания, результатом которых могут стать замедленный рост и отставание в развитии ребёнка.

Чтобы иметь возможность дать самостоятельную оценку развитию грудничка, требуется иметь представление о тех навыках и умениях, которые ему полагается иметь в данном возрасте.

5 месяцев ребенку: что должен уметь мальчик или девочка

На самом деле различия между младенцами по половому признаку в этом возрасте минимальны. К важнейшим навыкам, имеющимся у малыша, относятся те, что связаны с его двигательным и интеллектуальным развитием. Причём при оценке их важно учитывать конкретные особенности врожденного характера. Также речь идёт об эмоциональных реакциях и тех поведенческих изменениях, которые обязаны проявиться согласно возрасту.

Сказанное выше вовсе не означает обязанности всех детей одного возраста развиваться в строгом соответствии с теоретическим стандартом, принятым в педиатрии. Но при этом отклонения от нормы не должны быть значительными. Ниже мы перечислим, что умеет ребенок 5 месяцев в случае, если он рождён в срок и не страдает заболеваниями либо патологией системного характера.

Способность в любом положении удерживать голову

Данный признак относится к числу наиболее важных, когда речь идет о том, что должен уметь ребенок 5 месяцев. Развитие, правильное с физиологической точки зрения, обязывает его держать голову достаточно уверенно, в том числе находясь на руках у взрослого. При этом не должно наблюдаться напряжения мышц шеи. В случае проявления признаков гипертонуса требуется консультация невролога для исключения возможных расстройств.

Разгибание ног стоя на твердой поверхности

Когда мама, придерживая руками, ставит ребенка на пол (либо ещё какую-то твердую поверхность), здоровый малыш выпрямляет ножки полностью, поднимаясь при этом на носочки. То, что умеет ребенок в 5 месяцев, в скором будущем (ещё через 4-8 недель) станет основой навыка полностью опираться на стопу.

Перемещение корпуса как зачатки ползания

Если положить кроху на живот, он хаотично вращает тазом, пытаясь одновременно двигать предплечьями вперёд. Он как бы пытается ползти. Активность младенца возрастает в случае попадания в поле зрения яркой или звенящей игрушки. Часть детей в данном возрасте способны уже вставать на четвереньки, но большинству этот навык дается не ранее 6-7 месяцев.

Принято считать, что ребенок-мальчик умеет в 5 месяцев в плане моторного развития побольше, чем девочка. Действительно, мальчишки часто выглядят пошустрее ровесниц. Но строгих научных данных на этот счет нет, все индивидуально.

Подъем корпуса с опорой на руки взрослого

Такое умение - одно из важнейших в арсенале пятимесячного малыша. Вы притягиваете лежащему на спине младенцу руки, он за них хватается и пытается подтянуться. Благодаря этому упражнению не только укрепляются мышцы пресса и спины, но и тренируется будущее умение самостоятельно принимать сидячее положение, которое относится к одним из главных навыков грудничка.

Переворот со спинки на животик и в обратном направлении

Одно из самых интересных действий из тех, что умеет ребенок в 5 месяцев. Развитие его уже позволяет хорошо переворачиваться и в том, и в другом направлении. Из положения лежа на животе кроха часто может после нескольких секунд раскачки резким движением опрокинуться на спину. Именно потому очень опасно в данном возрасте оставлять его без присмотра на любой поверхности, откуда существует вероятность свалиться.

Перейдем к речевому и эмоциональному развитию

Что умеет ребенок в 5 месяцев в сфере общения и речи? В этом возрасте дети начинают лепетать. Что такое лепет? Так называют способность малыша к произношению отдельных слогов: ба, ма, па. Данное действие им пока не осознается, а задача его - тренировка речи.

Помимо того, эмоции ребенка выражаются гораздо ярче, чем в предыдущие месяцы. Вы можете наблюдать его смех или негодование (в случае, например, тщетных попыток заполучить яркую игрушку). Малыш способен узнавать тех, кто составляет его ближайшее окружение, и отличить их от чужаков, к которым испытывает недоверие. Ему доступно понимание различных интонаций голосов взрослых и выражение собственных эмоций. Среди игрушек он выделяет несколько любимых. Понемногу формируется общение в виде жестов.

Опять же, среди родителей бытует негласное мнение, что ребенок-девочка умеет в 5 месяцев в плане эмоций немного больше. Но это не обязательно.

Все перечисленные навыки относятся к базовым, владение которыми в 5-месячном возрасте характерно для 90 % здоровых детей, не имеющих нарушений в возрастном развитии. Если ваш малыш исполняет не все, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, переживать не следует. Существует множество факторов, способных повлиять на темпы развития и роста. Не последний из них - наследственность.

Побеспокоиться и нанести визит педиатру следует при более или менее значительных отклонениях от нормы. Как уже упоминалось, делается это в избежание опасности пропустить скрытые патологии эндокринной и нервной (либо прочих важных) систем организма.

Поговорим об отклонениях: когда начинать беспокоиться

Очень важно уметь распознать признаки, которые могут свидетельствовать о возможных отклонениях и нарушениях в детском развитии. Ведь в качестве первого звоночка может выступать вполне безобидная на вид поведенческая реакция, которую легко принять за индивидуальную особенность конкретного малыша. Задача внимательных и ответственных родителей - вдумчиво отслеживать любые изменения в росте и развитии ребёнка как в физическом, так и в психоэмоциональном. В данном возрасте возникающие нарушения ещё относительно легко можно скорректировать, в том числе медикаментозно.

Когда следует обращаться к врачу

  • Младенец только гулит (то есть растягивает гласные звуки), но согласных звуков в речи его не наблюдается, как и попыток произнести простейшие слоги.
  • Отсутствует навык переворота с живота на спину и обратно, а также малыш не демонстрирует никаких попыток подтягивания, держась за руки взрослого, что должен уметь ребенок в 5 месяцев (как уже было сказано).
  • Отсутствует либо очень слабо выражен интерес к окружающим предметам и ярким игрушкам.
  • Не наблюдается признаков реакции на эмоционально окрашенную речь взрослого или отклика на словесное обращение. В этом случае прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы исключить ряд опасных заболеваний головного мозга (гидроцефалию и т. п.), а также патологию нервной системы.

Необходимо внимательно наблюдать за тем, как функционирует мышечный аппарат малыша. Если имеются признаки гипертонуса, необходимо назначение особой гимнастики вместе с лечебным массажем. Процедуры такие желательно проводить под присмотром медицинского работника.

Учебные занятия для младенца 5 месяцев

Помогая ребенку правильно расти и развиваться, прибегают к использованию самых разных игровых методик. Каждая из них направлена на улучшение физиологического состояния вкупе со стимулированием сенсорного восприятия, тактильных ощущений и моторики.

Качели

Младенца укладывают в электронные качели и потихоньку раскачивают. При этом мама находится на одном с ним уровне, что обеспечивает ее зрительный контакт с малышом. При движении качелей по направлению к маме ей следует говорить малышу: «Здравствуй!» или «Привет!». Когда ребёнок вместе с качелями движется обратно, следует махать ему рукой и говорить: "Пока".

Что тренирует эта игра? Благодаря ей ребёнок начнёт лучше понимать интонации речи и эмоциональную окраску. Не понимая пока значения слов, он уже улавливает разницу в их смысле.

Зеркало

Если зеркало напольное, ребенка кладут перед ним или подносят на руках к любой другой зеркальной поверхности. Малышу следует дать время разглядеть собственное отражение и разобраться в том, кого он наблюдает. Затем следует подробно рассказать ему, какие люди и что за предметы отражаются зеркальной гладью. Пока он не в состоянии запомнить ни единого названия или имени, но ему уже по силам уловить, что каждый предмет или человек обозначается отдельным словом.

К чему ведет такая игра? У малыша повышается уровень внимания, способность к концентрации, растет его наблюдательность, совершенствуются зрительные навыки и развивается логическое мышление.

Кольца

Это упражнение очень полезное, ведущее к развитию ловкости и укреплению мышц рук, живота и спины. По бокам в детской кроватке либо в манеже развешиваются гимнастические кольца на такой высоте, чтобы малыш имел возможность до них дотянуться. Когда ему удастся схватить кольцо, он инстинктивно потянется вверх.

Какой навык тренирует данное упражнение? При ежедневных занятиях замечательно укрепляется мышечный аппарат, ребёнок развивается физически в правильном направлении и понемногу приобретает умение садиться самостоятельно.

О недоношенных детях

Недоношенными считаются младенцы, которые появились на свет ранее наступления 36-37 недель беременности. Степень недоношенности может варьироваться от глубокой (вес новорожденного при этом менее полутора килограмм) до средней либо незначительной. Рожденные раньше срока малыши развиваются по-своему и отличаются от других младенцев того же возраста.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев в данном случае? Важную роль играет вес, с которым малыш появился на свет. Если данный показатель при рождении не превышал 2 кг, процесс овладения главными речевыми и физическими навыками будет замедлен. Для таких детей, например, характерно умение к четырем-пяти месяцам удерживать головку вертикально, но переворота на живот и обратно на спинку от них можно ожидать обычно не ранее шести-семи месяцев.

Такие показатели можно отнести к варианту нормы, и при отсутствии других важных проблем в детском здоровье они не должны вызывать у родителей серьёзной тревоги. Как свидетельствует повсеместная врачебная практика, основная масса родившихся недоношенными малышей к возрасту около года догоняет сверстников и ликвидирует видимую разницу в отставании.

Что умеет ребенок 5 месяцев в случае недоношенности

Рождённому на сроке менее 36 недель младенцу к пятимесячному возрасту положено обзавестись навыками:

  1. Поворачивать и удерживать голову в любом положении.
  2. Пытаться тянуться к ярким предметам.
  3. Проявлять эмоции, общаясь со знакомыми людьми (улыбаться, гулить).
  4. Увеличивать активность, контактируя с мамой или прочими близкими людьми.
  5. Пытаться перевернуться со спины на живот.

Напоминаем ещё раз: при массе тела в момент рождения менее 2 кг возможны гораздо более медленные темпы развития. В данном случае оценка состояния детского здоровья и наличия любых отклонений в процессе развития и роста должна проводиться лишь квалифицированным специалистом - врачом, который способен учесть возможные сопутствующие диагнозы и индивидуальные особенности.

Это важно

В заключение напомним еще раз, что мониторинг детского развития необходимо проводить ежемесячно, так как оно относится к числу наиболее важных показателей физического и психического младенческого здоровья. В случае выявления признаков любых отклонений родители должны, не теряя времени, сразу же проконсультироваться со специалистом.

Существует множество расстройств, успешная коррекция которых возможна лишь до наступления определенного возраста. Отсутствие принятых вовремя мер чревато тяжелыми последствиями и немалыми трудностями с будущей социальной адаптацией. Чтобы не тревожиться зря относительно состояния собственного ребёнка, родителям следует соблюдать график плановых осмотров и строго исполнять любые рекомендации как педиатра, так и специалистов узкого профиля. В случае предложенного лечения, которое назначается исключительно в силу необходимости, отказываться от него ни в коем случае нельзя.

Пятимесячные малыши очень активны и любознательны. Они с большим удовольствием познают мир вокруг себя, осваивают и совершенствуют речевые навыки, а также продолжают быстрыми темпами развиваться физически. В этом возрасте дети становятся настоящими непоседами, и уследить за ними бывает довольно сложно. Пять месяцев – это такой возраст, когда ребёнка уже нельзя оставлять без присмотра даже «на минуточку».

Вес

Вес большинства малышей к пятимесячному возрасту удваивается, а рост увеличивается с момента рождения на 14-15 см. Начиная с этого момента, темпы прибавки в весе несколько замедляются. Связано это с тем, что увеличивается двигательная активность крохи, и малыш уже тратит гораздо больше энергии для изучения окружающей среды. Если новорожденный малыш прибавляет в весе около 1 кг в месяц, то сейчас эта цифра сокращается почти в два раза и составляет порядка 550-600 г.

Кожа

Кожа ребёнка в этом возрасте всё ещё остаётся довольно чувствительной — это может привести к появлению ссадин и красных пятен, появляющихся в результате трения о различные поверхности. Например, если малыш играет на полу, на его коленках могут появиться небольшие повреждения, которые возникают в результате прикосновения жёстких ворсинок коврового покрытия к нежной детской коже. К тому же кроха уже не проводит столько времени в кроватке, поэтому грязь и пыль на кожных покровах скапливается чаще и в больших количествах, что также может спровоцировать появление кожных раздражений и потницы. Увеличивается склонность к появлению опрелостей на коже половых органов ребёнка. Малыш растёт, количество выделяемой мочи увеличивается, и это может доставлять существенной дискомфорт, если кроха очень много времени проводит в подгузнике.

Чтобы избежать появления всех этих проблем, стоит придерживаться следующих правил:

  1. Тщательно следить за гигиеной малыша. Купать пятимесячного ребёнка следует через день, не реже.
  2. Не держать кроху в подгузнике дольше 3-3,5 часов.
  3. Несколько раз в день можно устраивать малышу воздушные ванны. Если полностью раздеть ребёнка не позволяет температура в помещении, следует проветривать хотя бы кожу половых органов. Для этого достаточно просто снять памперс (сверху можно надеть хлопковые ползунки).
  4. Менять детскую одежду следует по мере загрязнения. Не стоит держать ребёнка в грязной одежде весь день – это позволит коже лучше дышать.

Слух

Слуховой аппарат ребёнка в 5 месяцев уже очень хорошо развит, и малыш различает не только голоса людей, но и может определять направление, в котором располагается источник звука.

Кроха реагирует на звуки, которые он слышит, улыбкой, смехом, плачем или даже криком, если источник звука достаточно громкий или резкий. Он может поворачивать голову, махать ручками, или тянуться ими к человеку, который в данный с ним разговаривает. Ребёнок уже способен узнать голоса родных, но самым родным и знакомым для него остаётся голом мамы. В этот период следует как можно больше разговаривать с крохой, петь ему песенки или читать сказки. Желательно при этом менять интонации голоса – это позволит не только развивать слух ребёнка, но и тренировать его будущие речевые навыки.

Если у вас возникают сомнения относительно слуха малыша, можете провести небольшой тест. Для этого нужно выключить радио, телевизор и любые другие источники звуков. Далее нужно отойти за спину малыша на расстояние около 4-5 м и хлопнуть в ладоши либо тихонечко позвать малыша. Повторить с другой стороны. Если ребёнок не проявляет реакции и не поворачивает голову в сторону источника звука, следует поставить в известность врача (отоларинголога) – возможно, малышу потребуется лечение.

Зрение

Зрительные навыки пятимесячного ребёнка также продолжают совершенствоваться. Зрение вашего малыша в порядке, если кроха:

  • хорошо фокусирует взгляд на игрушке или другом предмете;
  • следит взглядом за погремушками, поворачивает головку вслед за перемещающимся предметом;
  • останавливает взгляд на ярких игрушках.

Некоторые малыши от рождения имеют лёгкую форму косоглазия. Это явление считается физиологическим, и не представляет опасности. К пятому месяцу жизни ребёнка признаки косоглазия должны полностью пройти. Если же этого не происходит, стоит немедленно обратиться к врачу для исключения возможных патологий развития зрения.

Эмоциональное развитие

На пятом месяце жизни у крохи происходит активное формирование речи. Малыш уже способен произносить некоторые гласные и согласные звуки, и даже пытается складывать в слоги («гулить»). Это очень важный этап в интеллектуальном развитии будущей личности.

Не менее значимой становится возможность малыша узнавать родных людей. Когда он видит маму или папу, а также людей, которые ему хорошо знакомы, ребёнок начинает «гулить», улыбаться и тянуть ручки. Если к малышу пытается подойти человек, которого он до этого не видел, ребёнок начинает проявлять беспокойство, плачет и кричит. Примером такого поведения может стать поход в поликлинику. Когда врач пытается осмотреть пятимесячного пациента, ребёнок начинает громко плакать, устраивает истерику, пытается оттолкнуть руки незнакомого ему человека.

Также малыш ведёт себя, когда попадает в помещение, в котором он никогда не бывал до этого. Кроха начинает оглядываться, пытается отыскать взглядом предметы и вещи, которые были бы ему известны и знакомы.

В пятимесячном возрасте ребёнок начинает развлекать себя во время кормления: он может улыбаться, играть с грудью, пытаться её ущипнуть. Не стоит обижаться и злиться на малыша: такое поведение – важный этап формирования эмоциональных навыков, и означает, что ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастом.

Что должен уметь малыш

Врач, определяя соответствие уровня развития ребёнка его возрасту, ориентируется на общепринятые нормы. Это средние значения, и они могут отличаться у каждого конкретного ребёнка, поэтому не стоит сильно переживать, если ваш малыш пока ещё не умеет того, что делают его сверстники. Каждый ребёнок уникален, и развивается согласно индивидуальным потребностям.

Что умеет ребёнок в пятимесячном возрасте:

  1. Уверенно держит голову и поворачивает ею в стороны, следя за передвигающимися предметами.
  2. Тянется к игрушкам и заинтересовавшим его вещам.
  3. Лёжа на животе, поднимает голову на 60 градусов, и может удерживать такое положение в течение минуты.
  4. Переворачивается с живота на спину и обратно.
  5. Хорошо фиксирует в руках различные предметы.

Часто мамы начинают волноваться, если их ребёнок развивается не так, как остальные детки в его возрасте. В каких случаях возможна небольшая задержка физического развития малыша:

  • ребёнок при рождении имел низкую массу тела (меньше 3 кг):
  • малыш родился с патологий и провёл некоторое время в реанимации новорожденных;
  • появление на свет в результате многоплодной беременности;
  • индивидуальные особенности детского организма;
  • дефицит витаминов и минеральных веществ.

Во всех этих случаях не стоит паниковать раньше времени, если врач считает, что с малышом всё в порядке. Как правило, никаких серьёзных проблем со здоровьем у таких детей не наблюдается. Врач может назначить дополнительный приём поливитаминных комплексов, а также увеличить дозировку витамина D.

Видео — развитие малыша в 5 месяцев

Питание

По рекомендациям Всероссийской организации здравоохранения питание пятимесячного ребёнка не должно включать в себя ничего, кроме грудного молока. Однако, бывают ситуации, когда введение прикорма приходится начинать несколько раньше. В каких ситуациях данная мера будет оправдана:

Нехватка молока у женщины Если малыш плохо набирает вес, плачет во время кормления, требует грудь через каждые 1-1,5 часа, это может означать, что у мамы вырабатывается недостаточно молока, чтобы обеспечить потребности крохи. В этом случае введение прикорма может быть рекомендовано даже в возрасте 4 месяцев
Развитие анемии К моменту, когда малышу исполняется 5-6 месяцев, количество железа в грудном молоке уменьшается, и его может не хватать для покрытия потребностей растущего организма. Дефицит железа может стать причиной серьёзных осложнений, поэтому рекомендуется введение в рацион ребёнка фруктовых пюре (прежде всего яблочного), соков и каш (гречневой, овсяной)
Низкая масса тела Скудное питание мамы может привести к нехватке питательных веществ, что чревато отставанием в росте и развитии малыша. Детям, имеющим маленький вес, стоит начать давать каши, а также овощные и фруктовые пюре
Склонность к запорам Такое неприятное явление может не только доставлять дискомфорт, но и причинять болезненные ощущения маленькому человечку. Если запоры у малыша появляются слишком часто, имеет смысл ввести в меню дополнительные источники клетчатки: фрукты (чернослив, яблоки), каши (овсяная, пшеничная, гречневая), овощи

Важно! Идеальная пища для грудного ребёнка – это материнское молоко. Вопрос о введении в рацион малыша других продуктов питания следует решать с врачом педиатром с учётом особенностей конкретного ребёнка!

В таблице ниже приведены нормы введения прикорма для малышей в 5 месяцев:

Пятимесячный малыш активно проявляет интерес к процессу приёма пищи. Маме следует поощрять кроху и не препятствовать ему в таком важном этапе развития, как изучение продуктов питания. Стоит купить для малыша отдельную посуду, пусть это будет тарелочка с забавными животными или яркими машинками. При выборе детской посуды обязательно нужно обращать внимание на состав изделия – он не должен содержать вредных и опасных веществ.

Совет! Покупайте посуду для ребёнка только в специализированных детских магазинах. Обязательно спрашивайте у продавцов сертификат качества на товар.

Большинство малышей в этом возрасте ещё не сидят самостоятельно. Маме может кормить малыша, держа его на коленях. Также в продаже сейчас имеется большое количество стульчиков для кормления, с возможностью регулировать положение спинки. Такие модели подойдут даже для пятимесячных детишек.

Одна из распространённых ошибок, которые совершают молодые мамы при введении прикорма, — это использование бутылочек со специальными сосками, позволяющими кормить малыша жидкими кашами и пюре. Делать этого категорически не следует. Это может привести к нарушению пищевого поведения ребёнка, а также проблемам с аппетитом в старшем возрасте.

Режим дня

Правильно организованный детский режим способствует гармоничному развитию малыша, укрепляет центральную нервную систему и помогает детскому организму восстанавливать силы.

Сон

Здоровый сон просто необходим для формирования иммунитета малыша и развития головного мозга и нервной системы. Большинство малышей ещё просыпаются на ночные кормления. Происходит это, как правило, не чаще одного раза за ночь. Если говорить о физиологических потребностях ребёнка, то можно сказать, что в 5 месяцев дети вполне готовы к отказу от приёмов пищи в ночное время. Именно сейчас самое благоприятное время для того, чтобы приучить малыша спать всю ночь, не просыпаясь. Для этого попробуйте не давать ребёнку молоко, если он проснётся. Можно заменить его компотом или чуть подслащённой водичкой. В скором времени дети привыкают к отсутствию пищи ночью, и начинают спать до утра, переставая будить домочадцев по ночам.

Норма сна для пятимесячного ребёнка – 14 часов в день. Из них ночной сон должен составлять не меньше 8-9 часов, остальное время приходится на отдых в дневное время суток. Большинство малышей спят днём два раза в сутки, но есть и те, кому для полноценного отдыха необходим трёхразовый дневной сон.

Прогулки

Ребёнок в 5 месяцев очень любознателен, и прогулки являются для него не только оздоровительной процедурой, но и средством познания окружающей среды. Малыш с удовольствием разглядывает опавшие листья, лужи, цветы, пробегающих мимо животных. С пятимесячным ребёнком лучше всего выходить на прогулку в то время, когда он не спит. Это не только будет способствовать его развитию, но и освободит для мамы несколько свободных часов, которые она может посвятить домашним делам или себе.

Длительность прогулок должна составлять не менее 2 часов. В 5 месяцев мозг малыша продолжает развиваться, и ему просто необходимо хорошее снабжение кислородом для правильного функционирования.

Совет! Гулять с малышом нужно в любую погоду (за исключением сильного шквалистого ветра, грозы и метелей). Это будет способствовать укреплению защитных сил детского организма!

Массаж и гимнастика

Для правильного физического развития малыша большое значение имеют физические нагрузки. Они необходимы для укрепления мышечного аппарата, совершенствования опорно-двигательной системы, улучшения кровообращения и повышения эластичности сосудов.

Массаж для пятимесячного ребёнка должен включать в себя поглаживания, похлопывания, растирания. Делать его лучше всего вечером после купания. Однако, на некоторых детей массаж оказывает бодрящее действие, поэтому понаблюдайте за своим ребёнком: если после массажа он долго плачет и успокоить его крайне сложно, лучше всего будет перенести процедуру на дневное время суток.

Гимнастика с пятимесячным ребёнком должна также проводиться ежедневно. Упражнения, которые можно выполнять конкретно вашему малышу, должны подбираться индивидуально при помощи медицинского работника. Их можно узнать у патронажной медсестры, которая должна осматривать грудного ребёнка один раз в месяц.

Купание

Водные процедуры нравятся практически всем детям в этом возрасте. При купании малыша можно использовать различные приспособления, которые сделают этот процесс удобнее для мамы и интереснее для малыша. Это могут быть горки, матрасики, круги, шапочки для купания. Если малыш уже сидит сам, можно предложить ему специальное сиденье для купания (такой вариант подойдёт только тем деткам, которые могут сидеть без посторонней помощи). Температура воды во должна составлять около 36-37 градусов. Если кроха беспокойно засыпает, можно добавлять в ванну различные травы, например, лаванду, ромашку или череду. Они обладают успокаивающим действием, и помогут малышу быстрее заснуть.

Купать ребёнка в пять месяцев следует через день. Если дома жарко, или малыш сильно и часто потеет, водные процедуры следует проводить каждый день.

Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы. Развитие ребенка в 5 месяцев – это период закрепления и усовершенствования уже полученных ранее навыков и переход к новому образу жизни, когда малыш уже сможет сидеть.

Физическое развитие

Рост и вес

Умножьте на два массу тела вашего крохи при рождении – примерно столько весит теперь пятимесячный малыш. В конце 5 месяца ребенок должен иметь вес 6.5 — 7.5 кг (±1 кг) и рост 63 — 65 см (± 3 см). За этот месяц он набирает до 700 г и прибавляет около 2-х см.

Почти все безусловные рефлексы у ребенка к 4 — 5 месяцам угасают (), рефлекс Моро должен исчезнуть к концу 5-го месяца. ()

В физическом развитии малыша наблюдаются заметные изменения.

Что умеет младенец в конце 5-го месяца

  1. Ребенок в 5 месяцев может уже хорошо сидеть при поддержке спины, держась за что-то руками. Самостоятельно он сидеть пока не умеет ().
  2. Если поставить ребенка в вертикальное положение, поддерживая за подмышки, то он стоит почти прямо, не сгибая ножек.
  3. Если держать малыша в воздухе параллельно полу вниз лицом, то он приподнимает верхнюю часть тела и головку до средней линии и держит их в таком положении.
  4. Если потянуть его за ручки в лежачем положении, то малыш сам подтянется и не даст головке запрокинуться назад.
  5. Лежа на спинке, ребенок поднимает ножки и ручки, рассматривает их, тянет ступни в рот.
  6. Лежа на животе, приподнимается на предплечьях и уверенно держит головку.
  7. Протягивает руку к движущемуся предмету и уже может его схватить.
  8. Активно переворачивается на бочок, с живота на спину.
  9. Спинные мышцы ребенка в 5 месяцев уже развиты достаточно для того, чтобы он смог сделать «самолетик»: лежа на животике с приподнятой головой, двигает ручками и ножками.

Читаем еще:

Психическое развитие

  1. Лепет малыша становится разборчивее, это уже не примитивные отдельные звуки, а сочетание их: «ма», «ня», «да», «ба». Ребенок произносит их, повторяя несколько раз в разном сочетании, выдавая что-то вроде свирели.
  2. Кроха временами «разговаривает» сам с собой, четко разделяя слоги.
  3. Отличает строгую и нежную интонацию. Может обидеться, когда на него ругаются или кричат. Замолкает, когда с ним разговаривают, внимательно вслушиваясь. Старается обратить на себя внимание.
  4. Ребенок без труда узнает знакомые лица, настораживается при виде новых людей. Реагирует на выражение лица. Улавливает связи между прической, глазами, голосом, запоминает образ в целом. Любит рассматривать изображения лиц на картинках, предпочитает улыбающиеся.
  5. Даже если малыш кажется общительным в присутствии матери, то без нее, рядом с чужими, становится пугливым.
  6. На пятом месяце улучшается способность зрительного управления движениями рук: малыш без труда может взять нужный предмет, глядя на него.
  7. Пока не может отыскать прикрытую чем-то игрушку, но если ее закрыть не полностью, то ребенок поймет, где она спрятана.
  8. Некоторые дети могут уже запоминать качественные характеристики предметов, например: цвет или размер игрушки, какая она на ощупь, и предпочитать эти вещи другим.
  9. К началу 6-го месяца малыш может не только схватить и удержать игрушку, а потянуть ее на себя, отнять.
  10. Ребенок теперь может уделять самостоятельной игре 5 – 10 минут.

Если некоторые навыки (см. 4 мес.) у ребенка отсутствуют, то необходимо проконсультироваться с педиатром.

Как помочь ребенку развиваться

В этом периоде занятия с ребенком непременно должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особенное внимание нужно уделять упражнениям для мышц спины, так как малышу необходимо научиться сидеть, а также закреплению навыка переворота со спины на животик и обратно. Необходимо проводить ежедневные 20 – 30 минутные занятия гимнастикой в сочетании с массажем. Все упражнения рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство ритма. Можно включить ритмичную музыку.

Упражнение на приседание с прогибом позвоночника (делать 1 раз в день):

  • Ребенок лежит на спинке. Вложите в ладошки малышу большие пальцы своих рук, пусть он их сожмет. Остальными пальцами обхватите ребенка за запястья.
  • Разведите руки ребенка чуть в стороны и подтяните его к себе, пока малыш не сядет.
  • Затем поднимите руки малыша вверх и зафиксируйте их там одной рукой.
  • Пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника крохи снизу вверх. Ребенок при этом рефлекторно разогнет спинку.
  • После этого, аккуратно поддерживая головку, положите малыша в исходное положение.

«Подползание»: лежа на животике, малыши уже стремятся дотянуться до лежащей рядом игрушки. Ползанием это еще не назвать, но можно считать первым шажком к тому, чтобы ползать. Раскладывайте рядом с крохой игрушки на расстоянии чуть большим, чем вытянутая рука ребенка. Ладонью создайте опору для его ножек. Пусть малыш пытается подползать и хватать предметы. Это будет хорошей гимнастикой для всех групп мышц малыша.

Массаж для ребенка в 5 месяцев должен несколько усложниться. Кроме растирания, поглаживания, вибрации и поколачивания можно использовать пощипывание, щипцеобразное разминание и валяние.

Продолжайте носить ребенка на руках. «Разговаривайте» с ним, рассказывайте и показывайте ему все окружающее. Позволяйте крохе исследовать как можно большее количество предметов, но будьте осторожны, ведь ребенок теперь тянет все в рот, поэтому следите за чистотой игрушек и безопасностью окружающих предметов.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

На некоторое время малыша теперь можно помещать в манеж, но не оставляйте его там на долго. Длительное пребывание в манеже или кроватке создает у крохи впечатление замкнутости и ограниченности пространства и может притуплять у ребенка стремление исследовать мир.

Игры

Для пятимесячного крохи интересны будут игры в «Ку-ку», «Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки». (см. 4 мес.). В этом возрасте малыши любят игры с разными звуками:

  • «Как говорят животные»: произносите звуки, подражая животным. При этом называйте зверя и показывайте его на картинке.
  • Читайте ребенку книжки с потешками и четверостишиями, они развивают память малыша.
  • Прикасайтесь к разным частям тела ребенка, ласково называя их: носик-курносик, синенькие глазки, розовые щечки.
  • Пришейте к носочкам малыша маленькие колокольчики, пусть они звенят, когда ребенок шевелит ножками. На ручки можно сделать браслетики с колокольчиками или яркими нашивками (бабочка, цветочек), кроха будет разглядывать их, когда поднимет ручки.
  • Перекличка: вводите постепенно в «словарный запас» малыша новые слоги. Внимательно слушайте, что «говорит» ребенок, а потом отвечайте ему так, словно поддерживаете беседу. Через какое-то время малыш будет повторять за вами. Важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за жестами и мимикой.

Поиграйте с малышом перед зеркалом. Возьмите ребенка на руки и помашите рукой отражению в зеркале. Возможно, малыш будет очень удивлен появлением второй мамы с кем-то на руках. Пока ребенок воспринимает отражение в зеркале как другой живой объект. Если вы возьмете в руку игрушку, то малыш будет пытаться схватить ее в зеркале, не замечая ее у вас в руках. Примерно до 1.5 лет дети не понимают, что в зеркале только отражение.

Для развития тактильной чувствительности сделайте набор разноцветных подушечек из разных тканей (фланель, шелк, вельвет). Когда малыш лежит на животике, давайте их ему, пусть трогает и разглядывает. Когда ребенок подрастет, такие подушечки можно будет раскладывать парами по цвету, размеру или рисунку.

Если любите шить, можно сделать специально для вашего малыша текстильную книжку с аппликациями из разных тканей, липучками, шнуровками, пришитыми пуговицами. Тематика книжки может быть различая, в зависимости от пола ребенка.

Питание и сон

Режим сна и бодрствования у ребенка в 5 месяцев остается такой же, как и в прошлом месяце (см. 4 мес.). Для каждого малыша он индивидуален и зависит от биоритмов и темперамента: кто-то просыпается рано и так же ложится, а кто-то любит попозже встать и «гуляет» полночи. Малыши еще могут путать день с ночью, но многие дети уже спят по ночам продолжительней, чем днем, просыпаясь 1 – 2 раза.

Кормление пока остается без изменений (см. 4 мес.). Продолжайте кормить грудью или смесью по требованию.

В 5 месяцев допускается введение первого прикорма если:

  • У вас мало молока;
  • Ребенок плохо прибавляет в весе, капризничает, не наедается;
  • Полный календарь развития ребенка в одной статье «развитие до года по месяцам» —