» » Парциальная программа "танцевальная ритмика" рабочая программа на тему. Парциальная программа "танцевальная ритмика" рабочая программа на тему Танцевальная ритмика

Парциальная программа "танцевальная ритмика" рабочая программа на тему. Парциальная программа "танцевальная ритмика" рабочая программа на тему Танцевальная ритмика

Введение

Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный учебно-воспитательный процесс в школе.

Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.

Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно ~ творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Исходя из опыта работы, мной был сделан вывод о том, что существующие программы по ритмике для сельской общеобразовательной школы не совсем приемлемы для нашего случая.

Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

При разработке своей программы я учитывала способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности. Моя программа предусматривает работу со всем классом.

Цель программы: Создание валеологически обоснованных условий способствующих совершенствованию индивидуального здоровья учащихся средствами двигательной активности (ритмика, танец).

Пояснительная записка

Учебная программа по ритмике и танцу младшего школьного возраста с 1 по 4 класс в общеобразовательной школе, по одному часу в неделю со всем классом.

Ритмикой и танцем могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 6 - 7 лет.

Задачи:

  1. Развитие и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста;
  2. Развития эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности;
  3. Воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Программа состоит из следующих разделов

  1. Ритмика;
  2. Танцевальная азбука (элементы партерного экзерсиса на полу, экзерсис у станка, классического, народного и бального танца);
  3. Танцевальные движения;
  4. Танцевальный репертуар.

Раздел 1. Ритмика включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, запас музыкальных впечатлений, используя их в разных видах деятельности, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и особенно, умение согласовывать музыку с движением.

Раздел 2 . Танцевальная азбука содержит элементы партерного экзерсиса, экзерсис у станка, классического, народного и бального танца. Включенные в раздел упражнения способствуют развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков, в осанке вырабатывают умения владеть своим телом, совершенствуют двигательные навыки, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Задачей педагога при работе с детьми на первом этапе является правильная постановка корпуса, ног, рук, головы, развитие физических данных, выработка элементарной координации движений.

В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку детей, не допуская перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений и танцев.

Раздел 3. Танцевальные движения используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Очень важно обогатить детей запасом этих движений, научить их двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно. Овладев танцевальными элементами, дети смогут составлять комбинации, придумывать несложные танцы.

Раздел 4. Танцевальный репертуар включает народные и бальные танцы. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной выразительности.

Однако необходимо отметить, что выразительность исполнения результат не механического “натаскивания”, а систематической работы, когда педагог от более простых заданий, связанных с передачей характера музыки в ритмических упражнениях и музыкальных играх, постепенно переходит к более сложным, связанным с передачей стиля, манеры, характера в народных и бальных танцах..

Все разделы должны чередоваться не механически, а соединяться осмысленно, быть пронизаны единым педагогическим замыслом урока.

Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности учащихся. Педагог может перенести изучение в следующий класс или вовсе исключить из программы те движения, прохождение которых окажется, недоступным данному классу в связи с ограниченностью возможностей учащихся. С другой стороны, в зависимости от необходимости, педагог может расширить тот или иной раздел программы. Возможно также некоторое изменение в порядке прохождения материала. В конце каждой четверти проводится контрольный, обобщающий или открытый урок, концерт, урок-концерт, праздник и т.д. Форма контроля определяется на усмотрение учителя.

ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети младшего школьного возраста отличаются, как известно, большой подвижностью, неустойчивостью внимания, неумением долго сосредотачиваться на одном задании. Поэтому следует ограничиваться небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений, имеющих целью: сохранение правильной осанки, ознакомление с основными положениями ног и рук, развитие первоначальных танцевальных навыков. Большое внимание уделяется ритмическим упражнениям, построенным на простых движениях, которые принимают игровую форму и развивают у детей навык согласовать свои движения с музыкой, помогают им освоиться в новой для них обстановке, научиться правильно вести себя в коллективе. В младшем школьном возрасте закладываются основы, от которых в дальнейшем будет зависеть успех занятий ритмикой и танцем. Дети должны усвоить правильную постановку корпуса (при этом нужно обратить внимание на природные особенности сложения учеников): укрепить и развить мышечный аппарат (особенно поясницы, брюшного пресса, укрепление глубоких мышц спины, передних связок грудного отдела позвоночника); научится дифференцировать работу различных групп мышц, владеть центром тяжести тела, ориентироваться в пространстве, чувствовать ракурс, развить прыгучесть, чувство ритма, уметь отражать в движениях характер музыки.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Организационная работа

Беседа с детьми о целях и задачах первого года обучения, о правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий. Подготовка и проведение открытого урока для родителей в конце года.

Тема 1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато-стаккато.

Умение слушать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный). Знакомство с выразительным значением темпа музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро). Умение выполнять движения в разных темпах. Различать разнообразные динамические оттенки музыки (очень тихо, тихо, умеренно, быстро, громко, очень громко). Умение выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки. Понятие легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении.

Тема 2. Строение музыкального произведения.

Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части (в частях тема), музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.

Музыкальный материал

Определение характера, темпа, строение музыкального произведения и передача их в движении.

А. Петров. Песенка о дружбе. Маршируем.

П. Чайковский. Соч. 40 № 2, Грустная песенка.

П. Ломовой “Ускоряй и замедляй”

П. Чайковский “Щелкунчик”. Трепак.

M. Мусорский. Гопак из оперы “Сорочинская ярмарка”. Пружинки.

Динамические оттенки и передача их в движении

Б.Можжевелова. Веселые поскоки.

А.Рубенштейн. Кавалерийская рысь лошадки.

А. Гумилев. Галоп.

И. Сад. Полька из музыки к спектаклю “Синяя птица”.

Поскоки и пружинящий шаг.

Ф.Шуберт. Экосез соч. 18, а № l.Бeг легкий и широкий.

“Пойду ль, выйду ль я”- русская народная песня.

Музыкальные игры: “Звери и птицы”, “После дождя”, “Запомни музыку”.

М. Красев. Веселый человек.

Д. Кабалевский. Легкие вариации.

Строение музыкального произведения

А. Дворжек. Соч.54 № 5. Вальс.

С. Прокофьев. Детская музыка. Шествие кузнечиков.

Д. Штейбель. Адажио.

Хоровод “Метелица” - русская хороводная песня.

Партерный экзерсис на полу

  1. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.
  2. Вытягивания, разворачивание и сокращение стопы “Развивает силу и эластичность берцовых и икроножных мышц, способствует развитию
    сухожилий пальцев стоп и пяточных “ахилового” сухожилия, развивает выворотность тазобедренных, голеностопных суставов”.
  3. Повороты головы “упражнения на развитие мышц шеи”.
  4. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава.
  5. Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов.
  6. Упражнения на укрепления мышц брюшного пресса, спины и поясничного отдела позвоночника.
  7. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.
  8. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра.
  9. Упражнения на улучшения гибкости коленных суставов.
  10. Упражнения на исправление осанки:

а) при сутулости (кифозе),
б) при седлообразной спине (лордозе),
в) при асимметрии лопаток,
г) при “х” - образных ногах рекомендуются упражнения растяжение связок в тазобедренном суставе,
д) при “о” - образных ногах рекомендуются упражнения на растяжение подколенных связок.

Танцевальные движения

  1. Поклон реверанс,
  2. Сценический шаг,
  3. Шаг на полу пальцах.
  4. Легкий бег;
  5. Поскоки: на месте, с продвижением вперед, вокруг себя;
  6. Удары стопой по 6-й и 3-й позициям;
  7. Танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, в стороны, за спиной);
  8. Притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах;
  9. Ковырялочка;
  10. Движения плеч и корпуса: подъем плеч в различном темпе и характере, поочередное выведение плеча вперед, наклоны корпуса вперед, назад, в сторону.
  11. Движение головы; повороты направо - налево, в различном характере, вверх- вниз с различной амплитудой, наклоны вправо - влево (с различной амплитудой).
  12. Боковой голоп;
  13. Шаг польки;
  14. Прыжки по 6 поз, и поочередным выбрасыванием ног вперед;
  15. Перевод рук из подготовительного положения в 1-ю. 2-ю, позицию и обратно. Раскрывание рук из положения “ на поясе” в 1-ю позицию, 2-ю поз, возвращение рук на пояс через 1-ю позицию.

Положения рук в танцах

  1. Руки на поясе “большой палец обращен назад”;
  2. Подбоченившись “ кисти сжаты в кулаки и поставлены на пояс”;
  3. Девочки придерживают руками юбочку “руки в локтях закруглены”;
  4. Руки свободно опущены, ладони раскрыты навстречу движения.
  5. Руки скрещены перед грудью;
  6. Одна рука на поясе, другая с платочком поднята в сторону - вверх и слегка согнута в локте “только девочки”;
  7. Руки убраны за спину.

Танцевальные этюды и танцы

1. Упражнения на ориентировку в пространстве:

a) Различие правой, левой, ноги, руки, плеча;
b) Повороты вправо и влево;
c) Построение в колонну по одному, по два в пары;
d) Перестроение из колонны в шеренгу и обратно;
e) Круг, сужение и расширение круга;
f) “воротца”, “змейка”, “спираль”;
g) Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг.

2. Танцевальные этюды и танцы, построенные на танцевальном шаге в разном характере и ритме;

a) Хоровод из оперы “Русалка” хор крестьян;
b) “Сударушка”: ред. Ю. Слонова
c) Русская хороводная пляска “Выйду ль я на реченьку”
d) Русская пляска (свободной композиции).

Детские бальные танцы

  1. “Хлопки”; ред. Р.Череховской
  2. “А - ха-ха”; ред. Р.Череховской
  3. “Полянка”; ред. С.Чудинова
  4. “Давайте танцевать”; ред. В.Комаров
  5. “Нам весело”. ред. М.Броннер

Основные требования, предъявляемые к исполнению танцев: музыкальность, грамотность, красота и выразительность. Понятие об интервалах. Понятие о движении по линии танца и против линии танца. Понятие о ведущей роли мальчика в парном танце. Понятие об ансамбле.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Ритмика, элементы музыкальной грамоты

Закрепляют знания и навыки, полученные на первом году обучения. Продолжается работа над темами: характер, темп, динамические оттенки в музыке и передача их в движении на новом музыкальном материале.

Тема 1. Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер. Метроритм.

Понятие об акценте, метрической пульсации; паузах, длительности, ритмическом рисунке, метре. Умение выделить акценты, метрическую пульсацию, паузу. Умение производить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки, состоящие из четвертей, восьмых, половинных и целых.

Умение определять музыкальный размер: 2/4, 3/4, 4/4.

Тема 2. Маршевая и танцевальная музыка,

Расширяются представления об особенностях марша, танцевальных жанров: вальса, польки, галопа, краковяк, лендлер, полонез. Слушания и анализ маршевой и танцевальной музыки, входящей в программу 2года обучения.

Музыкальный материал

Характер, темп, динамические опенки в музыке и в движении.

И. Дунаевский. Песня о Родине.

Ю. Богословский. Марш.

Обработка Н. Римского Корсакова, “Заплетись, плетень” русская народная мелодия.

Н. Любарский. Игра.

П. Чайковский. Марш из балета “Лебединое озеро”.

Ф. Шуберт. Вальс.

В. Белого. Тачанка,

Метроритм. Длительности и ритмический рисунок

И. Гайдн. Соната C-DUR (из III части).

Л. Бетховен. Контрданс.

Латышская народная песня.

Ф. Шуберт. Экосез.

В. Курочкин. Ладушки.

Висла - Польская народная песня.

Л. Бетховен. Экосез.

Ф. Госсек. Гавот.

П. Чайковский. Отрывок из балета “Лебединое озеро”

“Ах ты, береза” - русская народная песня.

Н. Александровна. Игра в мяч.

Н. Руднева. “Щебетала пташка”.

П. Самонов. Повторим ритм!

Элементы классического, народного и бального танца

Партерный экзерсис на полу (I четверть), во II четверти экзерсис у станка.

Экзерсис у станка

  1. Постановка корпуса (муз. размер 4/4; 3/4)
  2. Положения анфас
  3. Позиция ног 1, 2, 3, 5.
  4. Позиция рук: (муз. размер 4такта 4/4)
    a) подготовительное положение;
    b) 1, 2, 3 - позиция рук.
  5. Релеве (Releve) - подъем на полупальцы по 1, 2, 3, 5 позиции (муз. размер 2такта 4/4)
  6. Подготовка к началу движения (preparation)
    a) движение рук;
    b) движение руки в координации с движением ноги.
  7. 7.Приседание по 1-ой, 2-ой, 3-ей и 5-ой позициям (муз. размер 2такта 4/4):
    а) полуприседания (clemi-plie),
    б) полное приседания (Grand plie).
  8. Battements tendus (муз. размер 2т. 4/4)
    a) из 1 позиции - в сторону, вперёд, назад.
    b) из V позиция в сторону, вперед, назад.
  9. Battements tendus с denei - peies, вперёд в сторону, назад (муз. размер 2 т. 4/4, 1 т. 4/4)
  10. Passe par terre (муз. Размер 2/4), проведение ноги вперед - назад через I позицию. 1!. Battements teiidus jetes I-V позиции (маленькие броски, 1такт 4/4, 2такта2/4)
  11. Сотте (прыжок с двух ног на две) по 1, 2, 3 позиции (муз. размер2/4)
  12. Шанжман де пье, прыжок с двух ног на две из пятой позиции с переменной ног (размер 1такт 4/4).

Танцевальные движения

  1. Дробные движения
    a) Одинарный удар ребром каблука
    b) Двойной удар ребром каблука
  2. “Ключ” - простой и на подскоках
  3. Подготовка к присядкам (плавное и резкое опускание вниз по I позиции)
  4. Присядки
    a) Присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по I позиции
    b) Присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону
  5. Боковой шаг на всей стопе и на полу пальцах
  6. Припадание в сторону
  7. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу
  8. Хлопки и хлопушки - одинарные, двойные и тройные (фиксирующие удары и скользящие удары)
    a) В ладони
    b) По бедру
    с) По голенищу сапога
  9. Русский переменный ход; русский дробный ход (по 1/8)

Танцевальные этюды и танцы

  1. Упражнения на ориентировку в пространстве: перестроение из одного круга в два ряда; перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки; перестроение из большого круга в большую звезду; крест построение в парах: обход до-за-до. Повороты в прыжке - налево по точкам.
  2. Русский хоровод (свободной композиции), русские пляски (свободной композиции), “смени пару”. Танцы в ритме польки.

Положение рук

Раскрывания рук, из положения на поясе, в характере русского танца.

a) Положение рук в сольном танце
b) Положение рук в парных и массовых танцах.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Ритмика, элементы музыкальной грамоты

Закрепляются знания и навыки, полученные на втором году обучения, на новом музыкальном материале.

Тема I. Понятие о такте и затакте. Затактовые построения.

Тема 2. Пунктирный ритм.

Музыкальный материал

П. Чайковский. Танец феи Драже из балета “щелкунчик”,

Д.Шестакович. “Хороший день”.

П.Чайковский. “Январь”,

Л. Бетховен. “Багатель”.

Затактовые построения. Пунктирный ритм.

Н, Раков. Полька.

Д. Шостакович Гавот.

Л.Бетховин Вариации,

П.Чайковский Мазурка из “детского альбома”.

В. Волков “Пионеры, в поход”.

В. Косеко Пионерская песня.

Танцевальная азбука

Экзерсис у станка.

  1. Приседание резкое и плавное по 1, 2, 5 поз.
  2. Скольжение стопой по полу (battements tendus) “носок - каблук”, с полуприседанием по всем направлениям,
  3. Маленькие броски (Battements tendus jets) по всем направлениям 1, 3, 5. (муз. размер 2/4, 6/8)
    a) С полуприседанием на опорной ноге.
    b) С коротким ударом по полу носком или ребром каблука работающей ноги.
  4. Battements developpes на 90° вперед, в сторону и назад, на вытянутой ноге и на полуприседании (муз. разм. 4/4).
  5. Подготовка к “ чечетке” (flik - Пас), мазки подушечкой стопы по полу от себя и к себе (муз, разм. 2/4, 4/4),
  6. Подготовка к “веревочке”, скольжение работающей наги по опорной (2/4, 4/4)
    a) в открытом положении на всей стопе
    b) в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге, на всей стопе и на полу пальцах
  7. Присядки: “мячик”, лицом к станку.

Танцевальные движения

  1. поочерёдная раскрывания и закрывания рук
  2. бытовой шаг с притопом
  3. шаркающий шаг
  4. переменный шаг (вперёд, назад)
  5. моталочка
    a) с задеванием пола каблуком
    b) с акцентом на всю стопу
    c) с задеванием пола полу пальцев
  6. Быстрой русский бег с продвижением в перёд и назад
  7. “ключ” - с двойной дробью
  8. двойная дробь на месте, с поворотом и с продвижением вперёд.
  9. дробь в “три ножки”.

Присядки: (для мальчиков).

Мячик; присядка с продвижением в сторону и выбрасывание ноги на каблук и на воздух.

Хлопки и хлопушки (для мальчиков).

  1. удары голенище сапога спереди и заде с продвижением вряд, назад и в сторону.
  2. фиксирующие и скользящие удары по подошве сапога, по груди, по полу.
  3. по голенищу сапога спереди крест-накрест.

Танцевальные этюды и танцы

Вальс (разучить вальсовую дорожку вперёд, назад, балансе, па вальса с вращением по одному). Берлинская полька.

Свободные композиции русской пляски.

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Элементы, ритмики и музыкальной грамоты

Повторение пройденного на новом музыкальном материале.

Тема 1. Знакомство с триолями, с различными видами синкоп.

Тема 2. Переменный счёт, танцевальные жанры.

Музыкальный материал

П. Чайковский. “Январь” (из цикла “Времена года”).

Л.Бетховин. Багатель.

А. Хачатурян. Танец девушек из балета “Гаянэ”.

“Как за речкой” - русская народная песня.

“В тёмном лесе” - русская народная песня. А. Глазунов. “Лето” из балета “Времена года”.

Ритмический рисунок с триолями

С. Василенко. Походный марш Красной Армии.

Д. Мейербер. Марш из оперы “Пророк”.

Упражнения с различными видами синкоп.

Ц.Франц. Медленный танец.

Л.Бетховин. Тема и 2-я вариация из фортепианной сонаты.

Р.Глиэр. “Плясовая” из балета “Медный всадник”.

Переменный счёт

“Как за речкою” - русская народная песня. “Трояк” - польский народный танец.

Танцевальная азбука

Экзерсис у станка

  1. Demi-plie, Grand-plie по 1, 2, 5 позиции (усложняется ритмически, введение параллельных позиций).
  2. Battements tendus
    а) С работой пятки опорной ноги;
    б) Перевод стопы с носка на каблук.
  3. Battements tendus jetes на demi-plie.
  4. 4.Battements fondus (музыкальный размер 2 2/2).
  5. Подготовка “верёвочке”.
    а) С поворотом из открытого в закрытое положение и обратно.
  6. Bottemens developpe на 90° с одним ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперёд, в сторону и назад (плавные с резкие).
  7. Выстукивание в русском характере.
  8. Grand battements.

Танцевальные движения

Верёвочка двойная. Разножка на полу в стороны, разножка вперёд на каблук одной ноги и на песок другой.

Хлопушки:

а) Хлопушка из ударов только в ладоши;
б) Сочетание ударов в ладони с ударами по ногам, корпусу и полу;
в) Дробные выстукивания.

Танцевальный репертуар

Русский пляс, перепляс - свободной композиции, фигурный вальс Полянка.

Тематический план

Программа рецензирована АКИПКРО г. Барнаул 2003 г. (Приложение 1).

Программа отмечена дипломом в региональной образовательной выставке (приложение 2.)

Литература

  1. Базарова Н. Мей В. Азбука классического танца. Л. Москва 1964 год.
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва 2000 год.
  3. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение.
  4. Воганова А.Я. Основы классического танца. Л. Москва 1963 год.
  5. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1 издательство “музыка”. Москва 1972 год.
  6. Конорова Е.В. Занятия по ритмике в I и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Москва 1973 год.
  7. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство Москва 1987 год.
  8. Руднева С.Д. Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение Москва просвещение 1972 год.
  9. Ткаченко Т.С Народные танцы Москва 1975.
  10. 10. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 1989 год.

Парциальная программа "Танцевальная ритмика" рассчитана для детей и подростков 6-17 лет.

Срок реализации - 3 месяца.

Пояснительная записка

Известно, что эффективность образования детей во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения их здоровья.

Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный учебно-воспитательный процесс на занятиях в отделении социальной реабилитации КГ КУСО «Уссурийский СРЦН».

Воспитанники имеют ограниченный запас двигательных навыков, нарушение осанки, координации движений. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.

Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно -творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не воспитанники отделения должны адаптироваться к системе обучения и воспитания, а программы и методы должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

При разработке своей программы учитываются способности детей и подростков, их индивидуальные и возрастные особенности. Парциальная программа предусматривает групповую работу, мальчики и девочки занимаются вместе.

Танцевальной ритмикой могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 6 до 17 лет по одному часу в неделю.

Форма контроля определяется на усмотрение педагога. Это могут быть открытые занятия, концерты, праздники и т.д.

Срок реализации программы – 3 месяца .

Цель программы: всестороннее развитие личности детей и подростков

средствами танцевальной ритмики.

Задачи:

1. Укрепление здоровья:

способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку;

содействовать профилактике плоскостопия;

создание валеологически обоснованных условий способствующих совершенствованию

индивидуального здоровья детей и подростков средствами двигательной активности

(коррекционная ритмика, танцевальная ритмика).

содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,

кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2.

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и

координационные способности;

содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения

согласовывать движения с музыкой;

формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества

танцевальных движений и танцев; развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3.

развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность,

расширять кругозор;

формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в

движениях;

развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Каплуновой, И. Новоскольцевой)

2. Танцевальная азбука (элементы классического, народного и бального танца);

Каплуновой, И. Новоскольцевой, И. Алексеевой)

4. Танцевальный репертуар.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Известно, что эффективность образования детей во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения их здоровья.

Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный учебно-воспитательный процесс на занятиях в отделении социальной реабилитации КГ КУСО «Уссурийский СРЦН».

Воспитанники имеют ограниченный запас двигательных навыков, нарушение осанки, координации движений. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.

Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно -творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не воспитанники отделения должны адаптироваться к системе обучения и воспитания, а программы и методы должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

При разработке своей программы учитываются способности детей и подростков, их индивидуальные и возрастные особенности. Парциальная программа предусматривает групповую работу, мальчики и девочки занимаются вместе.

Танцевальной ритмикой могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 6 до 17 лет по одному часу в неделю.

Форма контроля определяется на усмотрение педагога. Это могут быть открытые занятия, концерты, праздники и т.д.

Срок реализации программы – 3 месяца .

Цель программы: всестороннее развитие личности детей и подростков

Средствами танцевальной ритмики.

Задачи:

1. Укрепление здоровья:

способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку;

содействовать профилактике плоскостопия;

создание валеологически обоснованных условий способствующих совершенствованию

индивидуального здоровья детей и подростков средствами двигательной активности

(коррекционная ритмика, танцевальная ритмика).

содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,

кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей:

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и

координационные способности;

содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения

согласовывать движения с музыкой;

формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества

танцевальных движений и танцев; развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:

развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность,

расширять кругозор;

формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в

движениях;

развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Программа состоит из следующих разделов:

1. Коррекционная ритмика (авторские методики И. Цыпиной, М.А Давыдовой, И.

Каплуновой, И. Новоскольцевой)

2. Танцевальная азбука (элементы классического, народного и бального танца);

3. Танцевальная ритмика (авторские методики Т.А. Суворовой, И.А. Бурениной, И.

Каплуновой, И. Новоскольцевой, И. Алексеевой)

4. Танцевальный репертуар.

Раздел 1.

Коррекционная ритмика включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, запас музыкальных впечатлений, используя их в разных видах деятельности, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и особенно, умение согласовывать музыку с движением.

Раздел 2.

Танцевальная азбука содержит элементы классического, народного и бального танца. Включенные в раздел упражнения способствуют развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков, в осанке вырабатывают умения владеть своим телом, совершенствуют двигательные навыки, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Задачей педагога при работе с детьми на первом этапе является правильная постановка корпуса, ног, рук, головы, развитие физических данных, выработка элементарной координации движений.

В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку детей и подростков, не допуская перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений и танцев.

Раздел 3.

Танцевальная ритмика включает разученные танцевальные движения, которые используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Очень важно обогатить воспитанников запасом этих движений, научить их двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно. Овладев танцевальными элементами, дети смогут составлять комбинации, придумывать несложные танцы.

Раздел 4.

Танцевальный репертуар включает музыкально-ритмические разминки, парные и круговые пляски, праздничные выходы, сюжетные и характерные танцы, сюрпризные танцы, танцы народов мира, спортивные танцы, народные и бальные танцы. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной выразительности.

Однако необходимо отметить, что выразительность исполнения результат не механического “натаскивания”, а систематической работы, когда педагог от более простых заданий, связанных с передачей характера музыки в ритмических упражнениях и музыкальных играх, постепенно переходит к более сложным, связанным с передачей стиля, манеры, характера в народных и бальных танцах..

Все разделы должны чередоваться не механически, а соединяться осмысленно, быть пронизаны единым педагогическим замыслом занятия.

Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе воспитанников, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей. Педагог может перенести изучение в следующую возрастную группу или вовсе исключить из программы те движения, прохождение которых окажется, недоступным данной группе в связи с ограниченностью возможностей воспитанников. С другой стороны, в зависимости от необходимости, педагог может расширить тот или иной раздел программы. Возможно также некоторое изменение в порядке прохождения материала.

Тематический план

П/п

Наименование разделов

Дата

Возрастная группа

Количество часов в месяц

Раздел 1.

Коррекционная ритмика

Сентябрь-ноябрь

младшая группа

средняя группа

старшая группа

Раздел 2.

Танцевальная азбука

Сентябрь-ноябрь

младшая группа

средняя группа

старшая группа

Раздел 3.

Танцевальная ритмика

Сентябрь-ноябрь

младшая группа

средняя группа

старшая группа

Раздел 4.

Танцевальный репертуар

Сентябрь-ноябрь

младшая группа

средняя группа

старшая группа

Всего часов в месяц:

младшая группа

средняя группа

старшая группа

Для диагностики музыкально-ритмических способностей предлагаются следующие параметры:

  1. Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений, чередование сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
  2. Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.
  3. Гибкость – показатель пластичности тела, придаёт танцу выразительность, способствует тем самым созданию сценического образа.
  4. Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
  5. Растяжка – эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу движений.
  6. Ориентация в пространстве – умение ощущать своё тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
  7. Сольное исполнение – умение исполнять танец сольно в музыкальном сопровождении или без него.
  8. Исполнение в ансамбле – исполнение одного танца совместно, согласовано, соразмеряя свою художественную индивидуальность с индивидуальностью остальных членов ансамбля.

Ожидаемые результаты:

  1. Умение слушать педагога, быть внимательным при выполнении заданного материала.
  2. Умение слышать музыку, просчитывать музыкальное произведение, исполнять

Движение музыкально и ритмично.

  1. Умение начинать и заканчивать движение.
  2. Умение исполнять пройденный материал самостоятельно.
  3. Улучшение и развитие показателей основных физических данных: подъем,

выворотность, гибкость вперед, назад, шаг, прыжки др.

  1. Свободный перенос веса с одной ноги на другую, устойчивость и координация в

Танцевальных движениях.

  1. Координировать движение рук.
  2. Координация в пространстве (знание точек музыкального зала, движение по

Диагоналям, умение держать интервал, перестроение в круг, в 2 круга, из круга в

Шахматном порядке, в колонны)

  1. Наличие подтянутого корпуса (опущенные и растянутые плечи, втянутый живот,

Подтянуты икроножные, бедренные и ягодичные мышцы), вытянуты колени и стопы.

  1. Сформированы эстетический вкус, культура поведения, коммуникативные

Навыки, художественно-творческие и танцевальные способности.

Используемая литература:

1. И.А. Буренина. Методическое пособие «Танцевальная ритмика». Выпуск 1.Москва,

2005г.

2. И. Каплунова, И. Новоскольцева, И. Алексеева. Методическое пособие

(Танцы в детском саду) «Топ-топ, каблучок», выпуск № 1, № 2. Москва, 2006г.

3. И. Цыпина. Программно-методические материалы (коррекционно-развивающее

Обучение).Москва, изд-во «Дрофа», 2001г.

4. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной

Школы. Выпуск 1 издательство “Музыка”. Москва 1972 год.

5. Конорова Е.В. Занятия по ритмике в I и IV классах музыкальной школы.

Выпуск 2. Москва 1973 год.

6. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство Москва

1987 год.

7. М.А. Давыдова.Пособие «Музыкальное воспитание в детском саду».Москва, изд-во

«ВАКО», 2006г.

8. Н.В. Зарецкая. Пособие для практических работников ДОУ «Танцы для детей

Младшего дошкольного возраста»-2 издание. Москва, изд-во «АЙРИС- пресс», 2008г.

9. Т.А. Суворова. Методическое пособие с нотным приложением

«Танцевальная ритмика» Выпуск № 3, № 4, № 5. Санкт-Петербург, 2007г.

10. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 1989г.

Стр.

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………..1
  1. Цель, задачи………………………………………………………………………2
  1. Структура программы…………………………………………………………3-4
  1. Ожидаемые результаты………………………………………………………......5
  1. Используемая литература…………………………………………………….....6

Человек научается гораздо большему,
когда он вовлечен полностью:
эмоционально, визуально,
аудиально и кинестетически.
Линда Ллойд

С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни.

Танцевальное направление занятий с малышом связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психическое самочувствие, совершенствование координации движений, формирование красивой походки.

Овладение элементами хореографии, народных, современных и бальных танцев повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к другим. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания.

Вы замечали, что дети, услышав музыку, начинают сами двигаться, изображая музыкальных персонажей? Малыши при звуках песенки «От улыбки хмурый день светлей…» улыбаются, вспоминая веселого Крошку-енота. Но дети с удовольствием копируют лишь то, что видели своими глазами. Им трудно представить абстрактный образ, поэтому необходимо предлагать малышам только те композиции, которые они смогут проанализировать, опираясь на свой небольшой жизненный опыт.

Ребенок должен хорошо представлять себе, для чего он разучивает цикл специальных упражнений, таких сложных и непонятных на первый взгляд. А нужны они для того, чтобы в танце выразить эмоции и передать настроение.

Ритмические музыкальные игры способствуют развитию у малышей музыкальности и пластической выразительности, гармонично развивают.

В музыкальных играх дети также создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства.

Музыкально-ритмическая деятельность развивает в ребенке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец в движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, осознавать средства музыкальной выразительности. С помощью специально подобранных Вами упражнений вы сможете развить в ребенке способность воспринимать, улавливать и быстро включаться в ритм. (Встаньте напротив друг друга, ритмично читайте или напевайте слова, изображая то, что говорите. Пусть малыш повторяет за Вами все движения: «Мы топаем ногами, / Мы хлопаем руками, / Киваем головой. / Мы руки поднимаем, / Мы руки опускаем, / Мы руки подаем. /И бегаем кругом, / И бегаем кругом»).

Говорить о содержании двигательно-музыкального материала и особенностях движения надо стараться образно, активизируя воображение малыша. Хорошо сопровождать слова выразительными движениями и жестами.

Нередко бывает, что ритмические упражнения вначале исполняются детьми живо, эмоционально, с большим желанием, а затем, по мере многократного повторения, интерес ребят ослабевает. В этом случае в упражнение следует вводить дополнительные двигательные действия и выполнять его под новое музыкальное сопровождение.

Также разнообразить ритмические упражнения и танцевальные элементы помогает игровая форма их проведения, представляющая законченную сюжетную композицию. Такая форма особенно эффективна для развития пластичности, координированности, накопления двигательных навыков. Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки. Любая игра имеет свои правила, которые надо соблюдать, поэтому игры укрепляют дисциплину, приучают играющих уважать друг друга, отвечать за свои действия. В играх широко используются ходьба, бег, прыжки - все это оказывает значительное воздействие на органы дыхания, кровообращения и на двигательный аппарат.

У детей в раннем возрасте недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут на долгое время сосредоточить внимание на музыке, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Поэтому наша задача - развивать органы чувств и сенсорные умения.

Во время выполнения танцевального движения необходимо считать, помогая уточнить темп и ритм, а закрепление ранее разученных движений может осуществляться сразу под музыку.

Систематичность, постепенность и последовательность раннего развития - основные педагогические принципы.

Чтобы красиво танцевать, нужно сначала научиться владеть своим телом и знать его возможности. С самого раннего возраста мы учимся держать правильную осанку и следить за ней. Упражнения на пластику, а также фантазия разовьет воображение ребенка, научит импровизировать под музыку.

Занятие необходимо строить так, чтобы были задействованы оба полушария мозга. Ведь именно правое полушарие отвечает за абстрактное мышление, восприятие искусства. На занятиях важно активно уделять внимание пластике и фантазии: ведь если внимательно посмотреть вокруг, то можно заметить, что весь живой мир, вся природа находится в движении, причем движении удивительно пластичном. Наблюдая с ребенком за растениями, животными, птицами, рыбами, запоминайте их движения, повторяйте под музыку. От простых упражнений переходите к более сложным, развивая фантазию и воображение. Попробуйте предложить вашему малышу изобразить «красивую розу» (Вначале еще нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждет, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх к солнышку. Он тянется все выше и выше - и вот уже перед нами огромный розовый бутон. Бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир. Не забывай, это не просто цветок, а прекрасная Роза. Попробуй уложить руки, словно лепестки. Подумай, какого цвета твоя Роза, какой у нее характер. Наступила ночь, Роза прикрылась своими лепестками, словно одеяльцем, и уснула.) и вы увидите, как таинственно забегают его глазки, с каким упорством, терпением и искренностью он будут воплощать в движении Ваши слова. Чтобы активнее вовлекать ребенка в процесс воображения, включайтесь в творчество сами, изображая то, о чем говорите, сначала побуждая малыша повторять ваши действия.

Правое полушарие отвечает за творчество, с его помощью мы абстрактно мыслим. Игровые танцы в раннем развитии используются для визуального распознавания и пространственной ориентации, образного восприятия.

Левое же полушарие мозга отвечает за языковые способности, логическое мышление, математику, анализ. Все двигательные задания и музыкальные упражнения занятий развивают ориентировку в пространстве, умения анализировать и реагировать на сигнал преподавателя (Пусть по Вашему сигналу «Зайка!» малыш начнет прыгать на двух ногах, по сигналу «Птички!» легко побежит по комнате, а по сигналу «Лягушки!» тихо присядет. Чередуйте сигналы. Проводя первый раз эту игру, покажите и объясните, как прыгает зайка, где у него лапки, а где ушки, расскажите и продемонстрируйте, как летают птички и как лягушки сидят в болоте. Повторно играя, вы можете уже не показывать, а только словесно помогать Вашему малышу, постепенно отказываясь и от подсказок, тем самым усложняя задание). Вы можете сами подбирать упражнения и задания, учитывая особенности развития и способности Вашего ребенка.

Хореографические упражнения дают представление о классическом танце. Классический танец - это вид хореографической пластики, построенный на определенных и строгих законах. Он представляет собой четко выработанную систему движений, в которой нет ничего лишнего или случайного. Конечно, следовать этой систему трудно, особенно в детском возрасте, поскольку здесь требуется большая самоотдача и жесткая дисциплина. Однако именно в детском возрасте закладываются основы классического танца, дается начальное образование. Танцевальная часть занятия требует абсолютной внутренней собранности, серьезной физической подготовки, стремления к преодолению трудностей и способностей к сознательной затрате значительного количества физических сил. Эта часть занятия направлена на выработку необходимых хореографических навыков: развитие выворотности, укрепление мускулатуры, стоп и подъема, развитие эластичности связок и мягкость движений.

Занимайтесь с ребенком, когда у него и у Вас хорошее настроение. Все упражнения необходимо заканчивать до того, как они смогут надоесть Вашему малышу.

Если ваш ребенок стремится выразить себя посредством движения, не ограничивайте его, помогайте развивать выразительность, пластичность, общую культуру движения.

На коллективных занятиях изучаются простейшие танцевальные элементы и композиции. Ребята учатся работать во взаимодействии друг с другом, понимать и чувствовать партнера. Все навыки и умения, преобретенные на коллективных занятиях, пригодятся малышу в дальнейшей жизни. Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

Танцевальные занятия принесут пользу и удовольствие вашему малышу.