» » Федеральная программа по оздоровлению детей сирот. Об утверждении муниципальной целевой программы « Дети - сироты. Основные направления работы

Федеральная программа по оздоровлению детей сирот. Об утверждении муниципальной целевой программы « Дети - сироты. Основные направления работы

Действует Редакция от 18.08.1994

УКАЗ Президента РФ от 18.08.94 N 1696 "О ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ - СИРОТЫ"

Вместе с тем существует целый комплекс проблем, до настоящего времени не получивших своего решения. Это устаревшая организационная структура современных учреждений интернатного типа; серьезные недостатки в профессиональной подготовке и трудоустройстве детей - сирот; неразработанность научно - методических основ их социальной и трудовой адаптации; неразвитость психолого-педагогических служб помощи семьям с детьми; серьезные пробелы в нормативно-правовом обеспечении охраны и защиты прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Все это свидетельствует о необходимости принятия программы, позволяющей комплексно реализовать на федеральном уровне меры, обеспечивающие социальную защищенность детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их нормальную жизнь, учебу, развитие, качественную профессиональную подготовку и трудоустройство.

Цели и задачи федеральной целевой программы

Целями федеральной целевой программы "Дети - сироты" являются создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненную адаптацию к социальной среде.

Основными задачами программы являются:

создание условий для предупреждения социального сиротства и формирования системы дифференцированной помощи семье с детьми, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, включающей создание комплексных консультативных центров, приютов и др.;

совершенствование системы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этих детей, а также сети региональных психолого-медико-педагогических консультаций (диагностических центров), создание рабочих мест для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии;

создание научно-методической базы социальной защиты детства, разработка новых подходов к организации режима жизнедеятельности детей - сирот в детских домах и интернатах, совершенствование существующих и создание новых моделей и типов детских домов и интернатов;

совершенствование системы подбора кадров в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение подготовки специалистов для работы в этих учреждениях;

расширение правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и других интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Государственный заказчик

Государственным заказчиком федеральной целевой программы "Дети - сироты" является Министерство образования Российской Федерации.

Ожидаемые конечные результаты

Реализация предусмотренных федеральной целевой программой мероприятий позволит улучшить физическое и психическое здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; качество их обучения, воспитания в учреждениях интернатного типа, социализации; поможет полноценной интеграции в общество этой категории детей.

МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ - СИРОТЫ"
Сроки исполнения Исполнители
I. Предупреждение социального сиротства
Сформировать систему дифференцированной помощи семьям с детьми, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке:
а) создать экспериментальные территориальные центры помощи семьям с детьми (6 центров) 1993 год Минсоцзащиты России
Минобразование России
Минздравмедпром России
б) создать учреждения (приюты, центры) для временного пребывания матерей (в том числе несовершеннолетних) с детьми, попавшими в трудные социально-бытовые условия 1993 - 1995 годы Минсоцзащиты России
Минобразование России
органы исполнительной власти субъектов Федерации
Обеспечить развитие детских дошкольных учреждений с гибким графиком работы и приоритетным правом устройства в них детей из семей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке -" Минобразование России
Ввести в учебные курсы среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования дисциплины по вопросам полового воспитания, семейных отношений и родительской ответственности 1993 год Минобразование России
Минздравмедпром России
II. Совершенствование системы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сформировать федеральный и региональный банки данных о детях - сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей 1993 год Минобразование России
Минздравмедпром России
Минсоцзащиты России
Обеспечить условия для адекватного устройства детей:
а) создать федеральную и региональную психолого-медикопедагогические консультации с диагностическими стационарами при них 1993 - 1995 годы Минобразование России
Минздравмедпром России
Российская академия образования
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
б) развивать семейные формы устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемные семьи) 1993 - 1995 годы Минобразование России
Минздравмедпром России
Минсоцзащиты России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
органы местной администрации
Уменьшить наполняемость групп: для детей в возрасте до 4 лет (в домах ребенка) - до 6 человек (обеспечив целевое финансирование дополнительных штатов группового персонала) 1993 год Минздравмедпром России
для детей от 4 лет и старше (в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)не более 10 человек 1993 - 1995 годы Минобразование России
Пересмотреть нормы загрузки и продолжительности рабочего времени ряда специалистов домов ребенка 1993 год Минздравмедпром России
Минтруд России
Обеспечить детские учреждения интернатного типа для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимой физиотерапевтической аппаратурой и медицинским оборудованием -" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
органы местной администрации
Минздравмедпром России
Минобразование России
Организовать лечение детей - сирот в санатории "Бригантина" Российского детского фонда (г. Евпатория) 1993 - 1995 годы Минсоцзащиты России
Минобразование России
Создать производственные участки, цеха в УПК и на предприятиях различных форм собственности для трудоустройства лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -" Минобразование России
Минсоцзащиты России
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
органы местной администрации
Принять меры по совершенствованию системы обеспечения жильем лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (закрепление жилой площади, ранее принадлежащей родителям, или доли в приватизированном жилье, льготные условия для приобретения муниципального жилья, предоставление льготных кредитов и др.) 1993 - 1995 годы Минобразование России
Минсоцзащиты России
Минюст России
органы местной администрации
III. Научно-методическое обеспечение
Разработать психолого-медико-педагогические и правовые рекомендации по выбору адекватной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 1993 год Минобразование России
Минсоцзащиты России
Минздравмедпром России
Минюст России
Разработать стандарт условий, необходимых для содержания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1993 год Минобразование России
Минздравмедпром России
Разработать новые санитарные правила и нормы устройства, содержания, организации режима питания в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -" Госсанэпиднадзор России
Разработать проекты специализированных домов ребенка с лечебно-оздоровительным блоком для комплексного восстановительного лечения 1993 - 1994 годы Госстрой России
Минздрав России
Разработать методические рекомендации по комплексной системе закаливания и повышению функциональных возможностей воспитанников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как основы профилактики отклонений в состоянии здоровья 1993 год Госсанэпиднадзор России
Разработать гигиенические рекомендации по профилактике пограничных нервно-психических отклонений у детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях -" -"
Разработать принципы и методы психолого-педагогической экспертизы организации жизнедеятельности детей в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -" Минобразование России
Российская академия образования
Создать комплекс методических блокпакетов, рекомендаций по организации жизнедеятельности детей, проведению коррекционно-развивающей работы с детьми разного возраста в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью поэтапного формирования жизненно необходимых условий и навыков семейной жизни 1994 год Минобразование России
Минздравмедпром России
Провести исследование и осуществить разработку научно-методических основ социальной и трудовой адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1993 год Минобразование России
Российская академия образования
Разработать программно-методическое обеспечение подготовки специалистов для государственных и негосударственных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -" Минобразование России
Миннауки России
Разработать на новой основе программы по дошкольному воспитанию детей - сирот с отклонениями в развитии в домах - интернатах -" Минсоцзащиты России
Создать унифицированные программы обучения детей - сирот с отклонениями в развитии, находящихся в домах - интернатах 1993 - 1995 годы -"
IV. Кадровое обеспечение системы воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Разработать и ввести государственное лицензирование на право заниматься воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей 1993 год Минобразование России
Создать систему отбора и подготовки родителей - воспитателей в приемные семьи, усыновителей, опекунов (попечителей) -" Минобразование России
Минздравмедпром России
Минсоцзащиты России
Организовать систему помощи и обучения родителей - воспитателей приемных семей по содержанию и развитию детей 1993 - 1995 годы Минобразование России
Ввести контрактно-конкурсную основу при приеме на работу в учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1993 год Минобразование России
Минздравмедпром России
Организовать в десяти образовательных учреждениях высшего профессионального образования подготовку кадров для работы с детьми, нуждающимися в дополнительной помощи и поддержке: специалистов по социальной работе, воспитателей, практических психологов, дефектологов, инспекторов по охране детства 1993 - 1995 годы Минобразование России
Минсоцзащиты России
Организовать ежегодные всероссийские семинары для работников (специалистов) по охране детства по вопросам социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -" Минобразование России
Минздравмедпром России
Минсоцзащиты России
МВД России
V. Нормативное обеспечение социально-правовой охраны детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать законодательные акты Российской Федерации, касающиеся охраны прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей, в части соответствия их Конвенции о правах ребенка 1993 год Минобразование России
Минсоцзащиты России
Минздравмедпром России
Подготовить предложения о дополнении и изменении действующего законодательства в части повышения ответственности родителей за воспитание детей, присвоения и изменения фамилии несовершеннолетним, лишившимся родительского попечения 1993 год Минобразование России
Минсоцзащиты России
МВД России
Разработать положения, рекомендации, инструкции, направленные на реализацию прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1993 - 1995 годы Минобразование России
Минсоцзащиты России
Разработать нормативно-правовое обеспечение создания и фукционирования негосударственных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1993 - 1995 годы Минобразование России
Разработать положение о службе социально-правовой охраны несовершеннолетних 1993 год Минобразование России
Минсоцзащиты России
Подготовить и издать руководство по охране здоровья детей для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1993 - 1994 годы Минздравмедпром России
VI. Информационное обеспечение социально-правовой охраны детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Организовать издание информационного бюллетеня законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам социально - правовой охраны семьи и детства 1993 - 1995 годы Роскомпечать
Минобразование России
Минфин России
Организовать издание серий "Библиотека работников дома детства", "Молодым родителям", "В помощь приемным семьям", "В помощь многодетным семьям", "Тебе, выпускник" -" -"
Организовать ежегодное издание справочно-информационных материалов об организационно-педагогических инновациях -" Минобразование России
Организовать освещение хода реализации федеральной целевой программы "Дети - сироты" в средствах массовой информации -" Роскомпечать

Целью федеральной программы "Дети России" является создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.
В состав федеральной программы "Дети России" входят федеральные целевые программы "Государственная программа развития индустрии детского питания в РСФСР на 1991 - 1995 годы" <*>, "Дети Чернобыля" <**>, "Планирование семьи", "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Дети Севера".

<*> Утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 января 1991 г. N 70.
<**> Одобрена Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 апреля 1991 г. N 1113-1. Программа доработана в связи с увеличением количества регионов, относимых к территориям, подвергшимся радиоактивному загрязнению.

Государственная программа развития индустрии детского питания в РСФСР на 1991 - 1995 годы направлена на решение комплекса задач, в том числе обеспечение промышленности высококачественным сырьем за счет создания специализированных зон по выращиванию кормовых культур, овощей, плодов и фруктов, а также по производству мяса и молока с гарантированно низким содержанием пестицидов, солей тяжелых металлов и ядохимикатов; развитие материально-технической базы отрасли, технического перевооружения, реконструкции, расширения и строительства новых предприятий, производящих детское питание и необходимые компоненты; обеспечение биологической потребности детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания по установленным нормам; удовлетворение потребностей производства детского питания в современных видах тары и тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продуктов, необходимую дозировку и транспортировку; совершенствование системы реализации продуктов для детей раннего возраста и решение ряда других задач.
Программа "Дети Чернобыля" нацелена на снижение воздействия на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы. Она включает комплекс мер по улучшению качества жизни, медицинской, психологической и реабилитационной помощи детям и женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся радиоактивному воздействию; по обеспечению правовой и социальной защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей; укреплению материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений.
Программа "Планирование семьи" ориентирована на создание системы, обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усиление ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков; организацию службы с профессионально подготовленными кадрами по вопросам планирования семьи и обеспечения ее современным оборудованием, средствами контрацепции в нужном объеме и ассортименте; активизацию научных исследований по проблеме планирования семьи с учетом региональных и национальных особенностей.
Программа "Дети - инвалиды" направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей - инвалидов и их родителей, вопросов профилактики детской инвалидности, создания системы реабилитации таких детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе.
Программа "Дети - сироты" включает комплекс мер по созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке: предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально - экономическому обеспечению детей - сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, развитию кадровой и материальной базы этих учреждений, совершенствованию медицинского обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа "Дети Севера" нацелена на обеспечение защиты интересов детей, живущих на Севере, в первую очередь детей малочисленных народов, создание условий для достижения нормального уровня жизни и предоставления для них равных стартовых возможностей, удовлетворение их потребностей в физическом, психическом и социальном развитии в течение всего периода социализации.

Подпрограмма «Дети - сироты»

Проблема положения детей - сирот в интернатах всегда была и остаётся «головной болью». В интернатах не созданы условия, хотя бы минимально (!) обеспечивающие достойное существование детей, как это предусмотрено Конвенцией ООН о правах ребёнка. Только десятая часть денег из федерального бюджета доходит до места предназначения. Так на содержание воспитанников дома детства в Новокузнецке Кемеровской области в соответствии с нормативами необходимо 4 млн. рублей в год, в то время как городским бюджетом на 2004 год на эти расходы отпущено 431 тыс. рублей, что составляет 10,7% от необходимой суммы. В переводе с бухгалтерского на житейский: положено кило хлеба на день, а выдадут 100 грамм. Как в блокадном Ленинграде! А что будет с теми чиновниками, которые урезали в 10 раз средства на содержание детей? Разве что в справку попадут, которую сдадут в архив. В 50-х годах за такую самодеятельность запросто можно было оказаться «врагом народа».

Государственные заказчики подпрограммы:

  • · Министерство образования Российской Федерации;
  • · Министерство здравоохранения Российской Федерации;
  • · Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Целью подпрограммы "Дети-сироты" является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.

Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

  • · создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях (опека, патронат, усыновление);
  • · государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение задач, поставленных в подпрограмме "Дети-сироты", предполагает скоординированные действия по следующим направлениям:

  • 1. реформирование системы опеки и попечительства;
  • 2. внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;
  • 3. обеспечение качественного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • 4. создание условий для воспитания и развития детей-сирот, максимально приближенных к семейным (ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детских домов, домов ребенка, детских домов семейного типа, школ-интернатов, школ-интернатов с углубленной профессиональной подготовкой, школ-интернатов различной воспитательной направленности);
  • 5. строительство образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • 6. развитие системы социальной защиты семьи;
  • 7. мониторинг соблюдения прав детей-сирот, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и организационные мероприятия по подпрограмме.

Основные мероприятия подпрограммы

  • · реформирование системы опеки и попечительства;
  • · создание и развитие системы постинтернатной адаптации;

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • · интеграция детей с обществом;
  • · строительство образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • · развитие системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье;
  • · организация и проведение мониторинга соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕМАМОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от»______»___________ 2013 г №_____

Об утверждении муниципальной

Также органом опеки и попечительства ведется большая работа по решению таких задач, как сохранность закрепленных жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лиц из их числа; обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью не ниже установленных норм, осуществляется учет и обеспечивается сохранность жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними детьми - сиротами, а также своевременная постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилом помещении. В результате проверок актами межведомственных комиссий были признаны непригодными для проживания 2 жилых помещения, закрепленных за лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2- е лиц из числа детей данной категории были поставлены на учет на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Воронежской области (Департамент труда и социального развития Воронежской области. В настоящее время на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении состоит ? детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14- ти до 18- ти лет, а также ? лиц из их числа (в возрасте от 18- ти до 23- х лет). В 2012 году были приобретены квартиры для 3 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Воронеже.

Цель Программы.

Увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан.

Обеспечение социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Задачи Программы.

Основными задачами Программы являются:

· увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан.

· оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских оздоровительных лагерях, санаторно-курортных учреждениях при наличии медицинских показаний;

· предоставление рабочих мест для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;

· обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в соответствии с выделенным финансированием;

· проведение мероприятий по подготовке жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лиц из их числа, к заселению.

Участники Программы.

В реализации программы принимают участие:

· Отдел по образованию администрации Верхнемамонского муниципального района;

· Филиал КУ ВО «Управление социальной защиты населения Верхнемамонского района»

(по согласованию);

· БУЗ «Верхнемамонская центральная районная больница»;

· ГУ «Центр занятости населения в Верхнемамонском районе» (по согласованию);

· Администрации сельских поселений муниципального района (по согласованию);

· Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района;

· М в Верхнемамонском районе (по согласованию)

Основные направления реализации программы.

Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:

· мероприятия, направленные на увеличение количества численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан;

· мероприятия по оздоровлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· мероприятия, направленные на трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· мероприятия по подготовке жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лиц из их числа, к заселению;

· мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Финансирование мероприятий программы

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств областного и федерального бюджета на Плановый период годов.

Оценка эффективности программы

Эффективность программы позволит наиболее полно защитить права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и будет оцениваться по следующим показателям:

· увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан;

· обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

· осуществление единовременных социальных выплат ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа.

Механизм реализации программы

муниципальной целевой межведомственной программы

«Дети-сироты» на годы.

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

Ожидаемые результаты

Осуществление мер по увеличению численности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан.

В течение всего периода

Отдел по образованию

(по согласованию)

(по согласованию)

Увеличение численности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан.

Создание действенной системы профилактики социального сиротства через:

Обсуждения проблемы на межведомственных круглых столах и совещаниях;

Организация работы с семьей через средства массовой информации, на предприятиях, лектории на базе внешкольных учреждений;

Поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение всего периода

Отдел по образованию

администрации муниципального района,

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района,

Филиал КУ ВО УСЗН в Верхнемамонском районе Воронежской области

(по согласованию)

М по Воронежской области в Верхнемамонском районе

(по согласованию)

Снижение количества семей « группы риска», социального сиротства

Подготовка граждан, изъявивших желание принять детей на воспитание в свои семьи

КОУ ВО « Павловская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа - интернат IV - го вида» (по согласованию)

Оказание психолого - педагогической, правовой помощи кандидатам в опекуны/ попечители, приемные родители, усыновители.

Пропаганда семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: размещение статей в районной газете « Донская новь»

Отдел по образованию администрации муниципального района, редакция районной газеты « Донская новь» (по согласованию)

Увеличение численности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан

Организация летнего отдыха детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В течение всего периода

Обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевками в ДОЛ и ДСОЛ

В течение всего периода

Отдел по образованию администрации муниципального района, филиал КУ ВО УСЗН в Верхнемамонском районе Воронежской области (по согласованию)

Отдых и оздоровление детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Временное трудоустройство в свободное от учебы время детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет

В течение всего периода

Отдел по образованию администрации муниципального района, ГУ ЦЗН в Верхнемамонском районе

Воронежской области

(по согласованию)

Ежегодное трудоустройство не менее 2-3- х детей, оставшихся без попечения родителей

Создание банка вакантных рабочих мест для временного трудоустройства лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В течение всего периода

Отдел по образованию администрации муниципального района,

ГУ ЦЗН в Верхнемамонском районе

Воронежской области

(по согласованию)

Ежегодное обеспечение доступа к банку вакантных мест для временного трудоустройства лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших образовательные учреждения всех типов, возвратившихся в район после службы в рядах Армии.

Организация и проведение мероприятий с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (праздники, спортивные мероприятия и др.) в каникулярный период

В течение всего периода

Отдел по образованию администрации муниципального района,

Вовлечение в организованные формы досуга детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Поощрение опекунов, попечителей и приемных родителей, добросовестно исполняющих свои обязанности.

В течение всего периода

Отдел по образованию администрации муниципального района, Образовательные учреждения муниципального района

Увеличение количества граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Формирование сводного списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях

В течение всего периода

Отдел по образованию администрации муниципального района, районная жилищная комиссия (по согласованию)

Приобретение жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

В течение всего периода

Департамент труда и социального развития Воронежской области

(по согласованию)

Обеспечение прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение.

Создание банка данных по жилью, закрепленному за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа, и принятие мер по подготовке жилых помещений к заселению детьми - сиротами.

В течение всего периода

Отдел по образованию администрации муниципального района, сельские поселения Верхнемамонского муниципального района

(по согласованию), органы опеки и попечительства Воронежской области и регионов (по согласованию)

Корректировка данных по подготовке жилых помещений, закрепленных за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лиц из их числа к заселению

Проведение совещаний с главами сельских поселений муниципального района по проблемам сохранности и подготовки жилых помещений, закрепленных за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения

В течение всего периода

Отдел по образованию администрации муниципального района, сельские поселения муниципального района

(по согласованию)

Информирование глав сельских поселений муниципального района о законодательстве в сфере социальных гарантий на обеспечение сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лиц из их числа

Руководитель аппарата

администрации муниципального района

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Уфе

Кафедра социальной работы

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «История социальной работы»

на тему: «ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ РОССИИ"»

Введение

О президентской программе «Дети России»

Федеральная целевая программа «Дети Чернобыля»

Федеральная целевая программа «Планирование семьи»

Федеральная целевая программа «Дети инвалиды»

Федеральная целевая программа «Дети - сироты»

Федеральная целевая программа «Дети севера»

Заключение

Список использованной литературы

В ведение

Основными факторами образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР (1991 года) о введении новой профессиональной квалификации - социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль вплотную занялась вопросами организации инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов, определением научного статуса новой дисциплины.

В отличие от стран Запада, которые в начале ХХ в. развивали у себя профессию социального работника, Советская Россия в решении помощи нуждающимся пошла по бюрократическому пути. Она отдала эту проблему на откуп государственным чиновникам, которые не проявляли особого интереса к непосредственной работе с нуждающимися.

В этих условиях Правительством разрабатываются экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются:

либерализация цен;

сокращение бюджетного дефицита;

снижение дотаций убыточным предприятиям;

сокращение военных расходов.

Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих. Всего с 1991 по 1992 гг. принято 25 законов, направленных на защиту граждан.

18 августа 1994 г Президентом Российской Федерации был принят УКАЗ о президентской федеральной программе «Дети России». Он включал в себя серию целевых программ: «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». В состав целевых программ были включены дополнительные программы - «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Предполагалось, что средства на эти программы могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и зарубежных неправительственных организаций.

В сложившейся обстановке пострадали прежде всего наименее защищенные слои населения - инвалиды, многодетные семьи, пенсионеры. Правительство принимает меры по оказанию им помощи, ликвидации задолженностей по пенсиям и заработной плате, выводу страны из кризиса.

О ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ"

В целях улучшения положения детей в Российской Федерации, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития было постановлено: 1. Утвердить федеральную программу "Дети России" в качестве президентской программы в составе следующих целевых программ: "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи" и "Развитие индустрии детского питания в РСФСР на 1991-1995 годы". 2. Правительству Российской Федерации: - обеспечить финансирование президентской программы "Дети России" в полном на 1994 год"; - продлить действие президентской программы "Дети России" на 1996 - 1997 годы и до 1 мая 1995 года осуществить разработку дополнительных мероприятий по целевым программам; - расширить состав целевых программ, входящих в президентскую программу "Дети России", включив в нее целевые программы "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев"; 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать соответствующие комплексные программы по улучшению положения детей на основе президентской программы "Дети России".

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ"

Обоснование разработки

Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к загрязнению экологической среды радиоактивными осадками, выпавшими на ряде территорий Российской федерации, на которых живут более 780 тыс. детей в возрасте до 15 лет. Дети как наиболее радиочувствительная часть населения получили большую радиационную нагрузку. Многие из них продолжают жить в условиях повышенного радиационного фона и загрязнения окружающей среды. Опасность радиационного облучения заключается не только в возможном влиянии на здоровье самого ребенка, но и на его потомство. Принятые в 1986 - 1992 годах защитные меры (отселение, ограничение потребления местных продуктов, йодная профилактика и другие) позволили существенно снизить дозы облучения детей. Однако они не во всех случаях были проведены своевременно и в полном объеме. В результате этого значительная часть детского населения получила дозовую нагрузку на щитовидную железу. Чернобыльская катастрофа отрицательно отразилась на эмоционально-психологическом и социально-нравственном самочувствии детей. Проведенные обследования показали, что подавляющее большинство школьников не чувствуют себя здоровыми, испытывают различные недомогания; значительная часть их ощущает беспокойство, неуверенность в себе и в своем будущем. У учащихся пострадавших регионов появляются дополнительные по отношению к учебе антистимулы: ослабленное здоровье, необходимость менять школу и коллектив во время учебы и оздоровительного отдыха, неудовлетворительные санитарные условия, тревожное внутреннее психологическое состояние. В целях медико-социальной и психологической защиты детей Российской Федерации, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, 27 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР была одобрена республиканская программа "Дети Чернобыля"

Федеральная целевая программа ставит целью комплексное решение проблем социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также сохранение здоровья и лечение беременных женщин и кормящих матерей, живущих в пострадавших районах. Основными задачами федеральной целевой программы являются: - оснащение медицинских учреждений, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, современной диагностической аппаратурой, необходимой для проведения профилактических осмотров детского населения с использованием информативных методов обследования по стандартизованным протоколам с учетом специфики радиационного воздействия; - коррекция структуры существующей сети лечебно-профилактических учреждений (организация специализированных отделений эндокринологического, онкогематологического, эндоскопического, восстановительного лечения и реабилитации, психолого-социальной адаптации и разгрузки, и других); - создание единой сети многопрофильных санаторно-курортных учреждений для круглогодичного оздоровления детей, живущих на загрязненных территориях, эвакуированных из зон отчуждения и отселения, родившихся в семьях ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с учетом научно обоснованной потребности в санаторно-курортном лечении; - обеспечение пострадавших детей, беременных женщин и кормящих матерей гарантированным питанием, экологически чистыми продуктами, включающими пищевые добавки, способствующие ослаблению влияния радионуклидов на организм; - создание психологической службы, включающей единую сеть специализированных кабинетов медико-психологической, психолого-педагогической помощи детям, семьям; - внедрение новых педагогических технологий компенсаторного образования;

Государственный заказчик

Государственным заказчиком федеральной целевой программы является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Ожидаемые конечные результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой, позволит добиться снижения воздействия на детей, беременных женщин и кормящих матерей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы, улучшить качество их жизни и медицинскую помощь, обеспечить правовую, психологическую и социальную защиту.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ"

Обоснование разработки

Одним из важнейших факторов в снижении материнской и младенческой смертности, сохранении здоровья женщин является рациональное планирование семьи и профилактика абортов. Планирование семьи, по определению Всемирной организации здравоохранения, включает в себя предупреждение нежелательной беременности, выбор времени деторождения в зависимости от возраста, состояния здоровья родителей, рождение только желанных детей. Основной особенностью ситуации, характеризующей состояние проблемы планирования семьи в Российской Федерации, является высокая распространенность абортов при снижении рождаемости, числа браков и росте разводов. Аборт остается главным методом регулирования рождаемости, ежегодно производится около 4 млн. абортов. В 1991 году, по данным Госкомстата России, показатель частоты абортов на 1000 женщин детородного возраста составил 100,3. В структуре материнской смертности аборты составляют одну треть. Одной из причин высокой распространенности абортов является преобладание во многих регионах страны традиционных малоэффективных средств контрацепции, что связано с негативным отношением населения и некоторых медицинских работников к современным способам контрацепции, отсутствием налаженной системы полового воспитания и сексуального образования подростков, несовершенством информационного обеспечения населения в области планирования семьи, крайне недостаточным выбором средств контрацепции. Существующая система полового воспитания, введение в школе предмета "Этика и психология семейной жизни" не привели к повышению уровня знаний подрастающего поколения в области сексуального и репродуктивного поведения. Острые проблемы планирования семьи, сексуального поведения пока остаются за пределами внимания общественности. В печати, на радио и телевидении практически отсутствует информация о современных методах регуляции репродуктивной системы. В течение многих лет планирование семьи рассматривалось только с медицинских позиций, и решение проблемы возлагалось на медицинских работников. Ориентация работы на женские консультации и консультации "Брак и семья" не привела к существенному снижению абортов. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости создания государственной службы планирования семьи, интеграции усилий медицинских и социальных работников всех профилей, органов образования, средств массовой информации. Назрела необходимость в пересмотре ряда положений, касающихся проблемы планирования семьи, приведении их в соответствие с международными нормами, законодательной регламентации.

Цели и задачи федеральной целевой программы

Федеральная целевая программа призвана коренным образом изменить отношение к проблеме планирования семьи каждого человека, каждой семьи, общества в целом с целью формирования у населения потребности в реализации права на планирование семьи, создания условий регулирования рождаемости методами и средствами контрацепции, сохранения репродуктивного здоровья, рождения только желанных и здоровых детей. В Российской Федерации должна быть сформирована служба планирования семьи. Основными задачами федеральной целевой программы являются: - формирование государственных и общественных структур службы планирования семьи на федеральном и региональном уровнях, - создание информационной системы, обеспечивающей население современными знаниями в вопросах сексуального и репродуктивного поведения, использования средств контрацепции; - совершенствование системы подготовки детей, подростков, молодежи к семейной жизни, консультирования по вопросам полового воспитания, планирования семьи, профилактики СПИДа; - подготовка кадров медицинских, педагогических и социальных работников высшего и среднего звена для работы в учреждениях службы планирования семьи; - обеспечение потребностей населения средствами и методами контрацепции, совершенствование медицинской технологии планирования семьи.

Государственный заказчик

Государственным заказчиком федеральной целевой программы является Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Ожидаемые конечные результаты

Реализация федеральной целевой программы "Планирование семьи" позволит: - создать в Российской Федерации службу планирования семьи; - обеспечить семье рождение желанного ребенка, повысить сексуальную культуру семьи, молодежи; - обеспечить высокий уровень медицинской технологии планирования семьи, добиваться снижения материнской и младенческой заболеваемости и смертности; - снизить число абортов на 25 - 30 процентов от исходного уровня.

- ИНВАЛИДЫ"

Обоснование разработки

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Несмотря на проводимые в Российской Федерации мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей - инвалидов остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем. В республике отсутствует государственная система учета детей с умственными и физическими ограничениями. Медицинские учреждения неудовлетворительно оснащены современной диагностической аппаратурой. Не развита сеть учреждений восстановительного лечения. Требует совершенствования система обучения детей с отклонениями в развитии. До настоящего времени не создана консультативная служба, где родители могли бы получить рекомендации по уходу и воспитанию ребенка, имеющего нарушения в психофизическом развитии, отсутствует специальная методическая литература по оказанию помощи этим детям, семье, педагогам. Не разработаны содержание и методы профориентации и трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями. Дети - инвалиды нуждаются в специальной мебели, оборудовании, приспособлениях, облегчающих бытовое самообслуживание и жизненную адаптацию. Все это свидетельствует о необходимости решения на федеральном уровне комплекса вопросов обеспечения нормальной жизнедеятельности детей - инвалидов и семей, в которых они воспитываются.

Цели и задачи федеральной целевой программы

Федеральная целевая программа направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, их родителей (опекунов) на создание условий для независимой жизни этой части населения. Программа предусматривает решение следующих задач: - повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности; - обеспечение детей - инвалидов техническими средствами, облегчающими бытовое самообслуживание; - создание системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности; - обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми, имеющими физические и умственные ограничения; - организация научных исследований актуальных проблем детской инвалидности; - укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей - инвалидов.

Государственный заказчик

Государственным заказчиком федеральной целевой программы "Дети - инвалиды" является Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.

Ожидаемые конечные результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой, позволит: - определить основные направления государственной политики в отношении детей - инвалидов, приблизиться к обеспечению равных возможностей для детей с отклонениями в развитии, интеграции детей - инвалидов в общество и в дальнейшем - к их независимой жизни; - уменьшить степень риска рождения детей с врожденными заболеваниями, детей - инвалидов и детей с различными функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности, предотвратить инвалидизацию детей от травм и хронических заболеваний.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ - СИРОТЫ"

программа ребенок семья планирование

Обоснование разработки

Как свидетельствует мировая практика, в условиях экономического кризиса и ухудшения уровня жизни населения растет социальное сиротство, следствием которого является увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Госкомстата России, в стране насчитывается более 500 тысяч детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения, причем основную массу составляют не сироты, а дети, чьи родители отказались от их воспитания или лишены родительских прав. Основными причинами, способствующими широкой распространенности социального сиротства, являются социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев многих семей, рост числа детей, рождающихся вне брака, высокий удельный вес незамужних матерей. В последние годы государственная политика по отношению к детям - сиротам и детям, лишенным родительского попечения, направлена прежде всего на улучшение их материального обеспечения, воспитания и обучения, укрепление материальной базы детских учреждений интернатного типа. Дополнительные возможности в создании необходимых условий для развития и воспитания, надежной защиты интересов таких детей открывает Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Вместе с тем существует целый комплекс проблем, до настоящего времени не получивших своего решения. Это устаревшая организационная структура современных учреждений интернатного типа; серьезные недостатки в профессиональной подготовке и трудоустройстве детей - сирот; неразработанность научно - методических основ их социальной и трудовой адаптации; неразвитость психолого-педагогических служб помощи семьям с детьми; серьезные пробелы в нормативно-правовом обеспечении охраны и защиты прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все это свидетельствует о необходимости принятия программы, позволяющей комплексно реализовать на федеральном уровне меры, обеспечивающие социальную защищенность детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их нормальную жизнь, учебу, развитие, качественную профессиональную подготовку и трудоустройство.

Цели и задачи федеральной целевой программы

Целями федеральной целевой программы "Дети - сироты" являются создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненную адаптацию к социальной среде. Основными задачами программы являются: - создание условий для предупреждения социального сиротства и формирования системы дифференцированной помощи семье с детьми, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, включающей создание комплексных консультативных центров, приютов и др.; - совершенствование системы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этих детей, а также сети региональных психолого-медико-педагогических консультаций (диагностических центров), создание рабочих мест для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии; - создание научно-методической базы социальной защиты детства, разработка новых подходов к организации режима жизнедеятельности детей - сирот в детских домах и интернатах, совершенствование существующих и создание новых моделей и типов детских домов и интернатов; - совершенствование системы подбора кадров в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение подготовки специалистов для работы в этих учреждениях; расширение правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и других интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Государственный заказчик

Государственным заказчиком федеральной целевой программы "Дети - сироты" является Министерство образования Российской Федерации.

Ожидаемые конечные результаты

Реализация предусмотренных федеральной целевой программой мероприятий позволит улучшить физическое и психическое здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; качество их обучения, воспитания в учреждениях интернатного типа, социализации; поможет полноценной интеграции в общество этой категории детей.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ СЕВЕРА"

Обоснование разработки

Постоянное население российского Севера составляет более 9,9 млн. человек, из них свыше 2 млн. человек - дети и подростки. На Севере живут малочисленные коренные народы - ненцы, эвенки, ханты, эвены, чукчи, нанайцы, коряки, манси, долганы, нивхи, ульчи, селькупы, ительмены, удэгейцы, саами, эскимосы, чуванцы, нганасаны, юкагиры, кеты, орочи, тофалары, алеуты, негидальцы, энцы, ороки. Их общая численность по переписи 1989 года - 182 тыс. человек, из них более 30 процентов (69 тыс. человек) - дети и подростки. Дети, живущие в северных регионах России, представляют собой одну из наиболее социально незащищенных групп населения. Среди главных причин такого положения - экстремальные природно-климатические условия, крайняя запущенность социальной сферы, тяжелые бытовые условия, недостаточный учет этнического своеобразия коренных народов Севера, его традиций и обычаев при проведении социально-экономической политики в этих регионах. Остроту многих проблем Севера, прежде всего сельских районов и мест проживания малочисленных народов, усугубляет ухудшение экологической обстановки, медленное развитие традиционно-национального хозяйствования, быта, культуры. По большинству социальных показателей местные дети и подростки заметно уступают своим сверстникам из числа приезжих и живущих в других регионах России. Младенческая смертность среди детей коренного населения составила в 1989 году 38,9 на 1000 живородившихся, и хотя она существенно снизилась за 80-е годы, тем не менее значительно превышает среднереспубликанский уровень (1989 год - 17,8). Среди причин младенческой смертности преобладают болезни органов дыхания, аномалии развития и болезни новорожденных. Генетически обусловленным иммунодефицитом объясняется широкое распространение среди народов Севера гнойного отита, ринитов, менингита. Серьезную проблему составляют стоматологические заболевания. Пораженность кариесом в различных возрастных группах населения на Севере достигает 80-90 процентов, а в ряде регионов - до 100 процентов. Многовековой уклад проживания народов в условиях Севера сыграл свою роль в эволюции системы пищеварения и метаболизма, приспособив его к набору продуктов из местного сырья. Однако в настоящее время рационы питания детей, начиная с раннего возраста, ориентированы на так называемый европейский тип питания. Комплекс разнообразных проблем здоровья детей на Севере выдвигает особые требования к организации здравоохранения и медицинского обслуживания. Как показала практика, механическое перенесение систем здравоохранения, типичных для других регионов, в условиях Севера не дает эффекта. Ощущается острая нехватка детских садов, школ. В неудовлетворительном состоянии находится материально-техническое обеспечение учебных заведений. Особую проблему представляет преимущественно внесемейная социализация значительной части детей и подростков. Система интернатов в условия Севера приводит не только к потере связей детей с семьей, но и к утрате ими национальных традиций, знания культуры своего народа, его образа жизни. Много нерешенных вопросов в области культурного строительства, особенно в библиотечном обслуживании детей и подростков. Не созданы условия для развития детского художественного творчества, развития традиционных промыслов и ремесел, обрядовой бытовой культуры. Таким образом, возникает необходимость в комплексном решении накопившихся проблем на федеральном уровне и разработке соответствующей целевой программы.

Цель и задачи федеральной целевой программы

Цель федеральной целевой программы "Дети Севера" - создание условий для нормального физического, психического и культурного развития детей, живущих на Севере, в первую очередь, детей малочисленных народов. Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач: - улучшение социально-экономического положения семей с детьми, живущих в северных регионах; - удовлетворение потребностей детей в товарах детского ассортимента и продуктах питания с учетом специфики климата, особенностей традиционного питания, возраста и здоровья детей; - обеспечение доступности квалифицированной медицинской помощи для всех детей с учетом структуры заболеваний, характера расселения, наличия транспортных коммуникаций, традиционной культуры и обычаев, а также других специфических особенностей Севера России, усиление внимания к проблемам профилактики заболеваний и диспансеризации детей и подростков; - полное удовлетворение потребностей детей в медицинских препаратах, лекарствах, диагностикумах и товарах медицинского назначения; - улучшение работы родовспомогательных служб, обеспечение их доступности для всех женщин, создание максимально благоприятных условий труда, быта и отдыха беременных женщин; - обеспечение специализированной медицинской помощи детям - инвалидам, физически и интеллектуально ослабленным детям; - создание широкой сети малокомплектных школ, расположенных по месту жительства родителей, а также новых школ, обеспечение возможности выбора форм обучения учащимися и их родителями; - осуществление перестройки учебно-воспитательного процесса применительно к психологическим и физиологическим особенностям коренных народов Севера для приобщения школьников к занятиям, характерным для данной местности, обеспечения глубокого изучения национальной культуры и языка; - создание социально-экономических условий для полноценного отдыха детей, развитие сети детских внешкольных учреждений и центров досуга с учетом местных традиций и обычаев; - организация подготовки кадров медицинских и педагогических работников для работы в условиях Севера; - проведение социологических, медицинских, демографических, этнографических научных исследований по различным аспектам развития детей Севера.

Государственный заказчик

Государственным заказчиком федеральной целевой программы является Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике.

Ожидаемые результаты

Решение поставленных федеральной целевой программой задач позволит снизить детскую смертность, приостановить рост таких заболеваний как туберкулез, кишечные инфекции, глистные инвазии, ликвидировать природные очаги инфекций, улучшить в целом показатели здоровья детей Севера, прежде всего детей малочисленных народов. Будет создана национальная система образования, в основном устранены диспропорции в социально-культурном развитии коренного и некоренного населения.

Заключение

Социальная защита населения нашей страны, ограничившаяся в начале 90-х оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, претерпела существенные качественные изменения. В настоящее время она представляет собой систему широкого набора мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, поддержку социально уязвимых групп населения.

Процесс становления социальной помощи в России - явление длительного характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.

Механизмы помощи и взаимопомощи, а также механизмы распределения постепенно преобразовывались при формировании структур власти и управления в определенные принципы и законы.

В стране создана комплексная система социальной защиты населения, решающая задачи:

Снижения социальной напряженности в обществе;

Оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

Адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, социальной реабилитации граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся инвалидами;

Создания благоприятных условий для людей, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, а также во временном приюте;

Защиты прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Формирование системы социального обслуживания населения потребовало не только новой концепции социальной работы, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, обеспечению нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением деятельности социальных служб.

Сегодня в отрасли трудятся более 450 тыс. социальных работников, которые ежедневно сталкиваются с необходимостью оказания помощи людям, оказавшимся в критической жизненной ситуации. Помогая ветеранам, инвалидам, женщинам, детям, они вносят немалый вклад в нормализацию социальной ситуации в стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗ ОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Теория и методика социальной работы. ТТ.1-2. М. Союз. 1994.

2. Теория и практика социальной работы. Саратов. ПФ РУЦ. 1995.

3. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М. Институт социальной работы. 1995.

4. Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.

5. Антология социальной работы в России. Т. 1. М., 1994. Т. 2. М., 1995. Т. З. М., 1995.

6. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.

7. Милосердие / Под ред. М.П. Чедлова. М, 1996.

8. Сорвина А.С., Фирсов М.В. Учебно-методические материалы по курсу "История социальной работы в России". М. МГСУ. 1995. 9. http://www.referent.ru/1/62734

9. http://www.chelt.ru/6/karelova_6.html

10. http://www.nadne.ru/index1.htm

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность понятий "детство", "социальная защита детства". Категории детей, являющихся объектом социальной защиты детства: дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители, дети группы риска. Дети, воспитывающиеся в семьях, нуждающихся в социальной защите.

    реферат , добавлен 23.02.2010

    Дети-инвалиды как объект социальной работы. Их основные проблемы и функции специалиста в их решении. Нормативно-законодательная база по детям-инвалидам. Учреждения, участвующие в решении социальных вопросов. Технологии борьбы с вредными привычками.

    контрольная работа , добавлен 17.09.2011

    Понятия "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей". Возможности интеграции сирот в общество. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Государственная политика в отношении детей-сирот.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2006

    Характеристика системы социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Исследование задач семейного воспитания в семьях, где есть дети-инвалиды. Технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.

    реферат , добавлен 05.12.2012

    Развитие социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Исторические аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в России. Детский дом как форма устройства детей-сирот. Адаптация детей в детском доме.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2008

    Сущность, истоки возникновения и развитие социального прогнозирования: понятия, термины, этапы и функции. СП на рубеже 19-20 столетий, Римский клуб и его роль в исследованиях. Дети-сироты как объект социальной работы, проблемы и программа их адаптации.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Задачи региональных программ. Программа социально–экономического развития города Красноярска. Обеспеченность жильем, оценка первичного и вторичного рынков жилья. Геополитическое и экономическое положение Красноярска в Сибирском федеральном округе.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2014

    Проблема социального сиротства в России. Дети и молодежь, находящиеся под угрозой - объект особого внимания со стороны государства. Насилие в отношении детей, профилактика и предупреждение жестокого обращения. Социально-педагогическая помощь семьям.

    реферат , добавлен 26.05.2009

    Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы. Законодательство в области социальной работы с детьми-инвалидами. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Социальная адаптация как цель социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2015

    Сущность понятия "дети группы риска" и основные причины попадания в данную группу, психологические особенности. Методики изучения личностных особенностей подростков "группы риска", исследование данной тематики, оценка и анализ полученных результатов.